Многие русские стандарты красоты женщины дошли до наших дней, хотя в старину понимание женской красоты было разным для простого народа и дворянства. Традиционная Россия ценила сладострастных и статных женщин, а прогрессивная предпочитала изящных и активных женщин. Но на протяжении всей истории существовало пять стандартов, обязательных для русской женщины.

Кровь с молоком – здоровая ладная женщина

Орест Кипренский

«Бедная Лиза», Орест Кипренский, 1827 год. Государственная Третьяковская Галерея

В допетровский период физическая полнота женщины была синонимом ее здоровья. Жены бояр и стрельцов были, как мы сказали бы сегодня, поборницами телесности, о чем прямо заявляли иностранцы: «Они считают полноту женской красотой. […] Длиные ноги и стройная фигура считаются некрасивыми. […] Худых женщин считают нездоровыми», — с удивлением писал придворный врач Сэмюэл Коллинз. В то же время все иностранцы отмечают, что русские женщины физически очень красивы: «Женщины среднего роста, вообще прекрасного сложения, с прекрасным лицом и телом», — писал в 1630-х годах путешественник Адам Олеарий. «Женщины в Московии имеют стройное телосложение и красивое лицо», — сказал дипломат Якоб Ройтенфельс.

Русский музей

«Русская девушка», К. Вениг, 1889. Русский музей

Такое отношение к женской красоте было распространено среди всех сословий России. Жизнь сельской женщины характеризовалась тяжелым физическим трудом, требовавшим больших сил. Идеалом красоты была «крепость», то есть способность к размножению. И хотя этот идеал красоты приближался к «европейскому» идеалу дворянства XVIII и XIX веков, он долгое время оставался распространенным в народе. «Эталон девичьей красоты — гибкая походка, скромный взгляд, высокий рост, густые волосы, полнота, округлость и румянец», — писал князь Тенишев о крестьянках Владимирской губернии в начале XX века.

Сами русские девушки хотели быть коренастыми. Многие из них хвалили себя так: «Я выше всей травы, спелее лазурных цветов, белее и круглее их всех», или «твердые плечи, полная грудь, круглое лицо и розовые щеки» .

Кормление детей и прислуги – бережливость

Какие русские стандарты красоты женщины остались неизменными

«Хажина в Вологодской губернии», Николай Терпсихоров, 1925 год. Всеобщее достояние

Чешский иезуит Иржи Давид, живший в Москве в 1680-х годах, писал, что русские женщины «тихо ходят в высоких деревянных башмаках, отчего не могут ни бежать, ни идти быстро». Мягкость в манерах и походке высоко ценилась как одно из качеств знатной женщины. Благородных девушек с детства учили ходить по этому пути. При этом в источниках не упоминается, что русские ценили в женщинах праздность. Напротив, источники по истории купечества показывают, например, что женщины часто сами управляли деньгами и бизнесом даже в допетровское время. В сельских общинах полноправными участницами деревенского собрания были большими — старшие женщины-главы семей.

Как пишет Наталия Пушкарева, изучающая историю русских женщин, «идеал жены основывался на женщине, которая не работала, которая много работала дома, кормила детей и прислугу , управляла благополучием и приносила много пользы для дома ».

Скромность и религиозность («мягкость») ценились как обязательные качества настоящей женщины. Как пишет Пушкарева, « хорошая жена — это женщина покорная, скромная, тихая ». И знатные, и купеческие женщины в эпоху Российской империи старались оставаться верными этому идеалу: молодых дворянок воспитывали скромными, изящными и легкими на подъем, а купеческие дочери и жены были подчеркнуто религиозными.

Изящность на лице и теле – личная гигиена

Третьяковская Галерея

«Автопортрет», Зинаида Серебрякова, 1909 год. Государственная Третьяковская Галерея

Все русские женщины, независимо от достатка, ухаживали за своим лицом и телом – только средства были разные. В каждой семье, даже самой бедной, была баня. Несколько человек или вся семья ходили в баню один-два раза в неделю, и в теплое время года в ней можно было легко помыться. В холодные месяцы можно было мыться в остывающей печи, не топя баню, тем более, что содержащаяся в воде зола давала щелочь, идеальную для стирки одежды и тела.

Для тонизирования и отбеливания лица и тела применялись эффективные народные средства: молочная сыворотка, огуречный рассол, отвары трав. По мнению царицы Екатерины II, одним из лучших народных средств от естественных покраснений было протирание лица льдом. Как писал ее секретарь кабинета министров Адриан Грибовский, она приказала протирать лицо льдом каждый день, когда надевала капюшон. Ирландка Марта Уилмот, посетившая Россию во времена Екатерины, писала: «Каждое утро я приношу мне тарелку мороженого толщиной со стакан и, как настоящая русская женщина, натираю щеки чем-то, от чего, как я Я уверен, что в результате получится хороший цвет лица».

Коса служит красоте девушки – особое отношение к волосам

Какие русские стандарты красоты женщины остались неизменными

«Девочки с косичками. Портрет А. А. Добринской», Василий Суриков, 1910 год. Красноярский художественный музей имени Сурикова

Деревянный или костяной гребень для девушки имел такую ​​же ценность, как и гребень для бороды для мужчины. Гребни украшали символами солнца, а волосы старались отрастить как можно длиннее, каждый день тщательно их расчесывая и заплетая. Это был один из важнейших женских символов – девушки заплетали его в одну косу, замужние женщины – в две косы. Если супруг неожиданно умирал, эти косы стригли в знак траура. Интересный обряд плетения невесте ее подругами двух кос был одним из древних обрядов посвящения женщин.

За волосами ухаживали, мыли кислым молоком или кипяченым квасом и ополаскивали отваром крапивы или ромашки. Важно было, чтобы у знатных женщин под головным убором не было видно волос. Только муж имел право наслаждаться красотой волос жены и даже расчесывать их.

Они добиваются успеха, нанося макияж каждый день – важность косметики

Русский музей

Московские девушки 17 века. Века, Андрей Рябушкин, 1903 год. Русский музей

Древняя Русь почти не знала пудры, помады, тоника для лица и других косметических средств. Они стали популярны среди русских женщин в XV-XVI веках, лишь после того, как на русскую моду повлияла мода ордынских царевен и красавиц Ближнего Востока.

«Муж обязан дарить жене косметику, потому что у русских есть обычай краситься; оно у них настолько распространено, что нисколько не считается зазорным», — писал в XVI веке англичанин Энтони Дженкинсон. А Якоб Ройтенфельс заметил в 1670-х годах: «Румяна, которую они используют, настолько груба, что не нужно подходить близко, чтобы ее заметить. Они размазывают лица так, что нанесенные краски можно увидеть почти с расстояния съемки; «Лучше всего их сравнивать с мельничными женами, потому что они выглядят так, будто им в лицо мешками с мукой стучали».

© ПАСПЕР