В коротком уроке постараемся вам объяснить поэтапно, как написать сценарий концертной программы, учтя все нюансы такой концертной драматургии.

Каждый этап написания сценария имеет свои важные моменты, где потребуются определенные знания.

Учитывая, что к такому материалу обращаются творческие люди, не имеющие достаточного опыта, будем по ходу обучаться основам составления концертной программы минуя некоторые сложные объяснения.

К сожалению, сегодня даже профессиональные режиссеры и организаторы не знают первооснов в подаче концертной программы или умышленно обходят грамотный подход. Поэтому, как написать сценарий будет полезно знать и опытным культработникам, будет не лишним освежить в памяти утраченные знания.

Как написать сценарий профессионально

Как написать сценарий концертаПрежде чем вы сами себе ответите, как написать сценарий концертной программы, вам нужно пройтись по творческому процессу с самого начала.

Не редко, постановщики концертных программ опускают самое главное — в любом случае, даже в самом «проходном» концерте должна быть четко выраженная мысль. Бессмысленный набор номеров не является культурным продуктом, такой концерт говорит о безграмотности и халатности режиссера. В любом концерте должна быть выполнена сверхзадача.

Вы должны ответить на вопросы… Для чего я это делаю? Кому адресуется этот культурный продукт? Что я хочу сказать этим концертом?

Давайте выясним, к какому концерту вы готовитесь. В календаре сотни праздников, все они разные и по тематике, и по смысловому значению. Чтобы пойти дальше, выясним, виды концертных программ. Их всего пять видов:

  1. Сборная концертная программа;
  2. Тематическая концертная программа;
  3. Обзорная концертная программа;
  4. Театрализованная концертная программа;
  5. Сольная концертная программа.

Сборная концертная программа

Вид сборной концертной программы носит направление в форме досуга, подразумевает проведение концерта, где не требуется конкретика в теме. Такую программу еще называют «солянкой», то есть – простой культурный продукт. Это не означает, что вам достаточно набросать туда концертных номеров в разных жанрах и подать их людям.

Сборная концертная программа имеет четкую последовательность номеров. Номера программы нужно расставлять по нарастанию. Не нужно при этом показывать более слабые номера вначале, а сильные в финале. В каждом отрезке концерта должна быть динамика.

Вообще любая концертная программа строится по треугольнику есть — начало — кульминация — финал.

То есть выигрышные номера должны быть и вначале и в середине, и в финальной части концерта.

Многое зависит от ведущих концерта или конферансье, они — главные действующие лица сборной программы.

Именно конферансье или ведущие придают программе нужную стройность. Для них то и нужно заложить в сценарий словесные подводки, репризы, монологи, чтобы через них проходила ясная мысль.

Словесное действие ведущих сборной концертной программы зависит от идеи организатора. Если это простой эстрадный концерт, значит упор нужно делать на представление исполнителей: музыкантов, солистов, танцоров и прочих участников концерта. Нужно интересно их представить, их заслуги, жанр искусства, который они представляют. Если у вас обычные плановый концерт, учитывайте злободневные и местные темы в диалогах ведущих. Сборная концертная программа обычно, это эстрадный концерт, где важно показать больше жанров, учесть вкусы аудитории, особенно, если она целевая.

Тематическая концертная программа

Не ошибемся, если скажем, что тематическая концертная программа самая распространенный вид концертной деятельности.

В такую программу можно заложить сюжет, но и без него она должна выглядеть целостно. Номера тематической программы объединяет выбранная тема, например, победа, любовь к Отечеству, местная традиция, знатная персона. Обычно тематическую программу используют, когда проводят государственный праздник, например, «День России» или «День Победы». Этот вид вполне подойдет, когда присутствует на концерте один сценический жанр искусства: «День русской частушки», «Праздник танца» и подобные праздники.

Тематическая концертная программа требует раскрытия заданной темы, четко придерживаться сверхзадачи.

В реализация идеи тематической программы требуется работа с вспомогательным материалом, разного рода информацией.

Тематический концерт, как и другие строится динамическим методом, включает завязку, развитие и финал. Каждый номер концерта должен соответствовать выбранной теме.

Обзорная концертная программа или концерт обозрение

Концерт обозрение или просто ревю предполагает сценическое действие, которое предлагает зрителю разные места, всевозможные традиции, события и ситуации. По этой причине концерт обозрение схож с театрализованной программой, но не обязательно должен иметь четкий сюжет.

Здесь важен активный творческий подход в работе конферансье, ведущих, или какие-либо персонажей. Не редко в обзорную концертную программу включают набор интермедий, сценок, чтобы укрепить смысловое содержание концерта обозрение, связать номера в единое цельное содержание.

Театрализованная концертная программа

Основное требование при создании театрализованной концертной программы наличие действующих лиц, персонажей и крепкого сюжета. Кстати, мюзикл, который преподносят как отдельный жанр сценического искусства, не что иное, как театрализованная концертная программа с наличием крепкого сюжета.

Таким образом, театрализованная концертная программа требует от режиссера и сценариста построение сюжета на основе драматургического материала: сценки, миниатюры, интермедии, диалоги… То есть сами номера должны жить в контексте с сюжетом, нести определенную мысль, направленную на достижении общей сверхзадачи, а театрализованные сценки так же являются концертными номерами. Именно этими критериями и отличается театрализованная программа от концерта обозрения, где сценки носят вспомогательный характер.

Театрализованная программа, как и спектакль имеет конфликт, развитие сюжета и развязку. Для воплощения замысла должно быть наличие сквозного действия, которое в итоге должно привести к разрешению конфликта между персонажами. Такая программа строится на поворотах в сюжете, на изменении предполагаемых обстоятельств.

Чаще всего театрализованную концертную программу готовят для постановки таких праздников, как День Победы, на Новый год, для детей и молодёжи. Не редко используются такой режиссерский ход, когда в сценическое действие вовлечен зритель.

Сольная концертная программа

Под понятием сольная концертная программа входит мы понимаем выступление артиста какого-либо сценического жанра или творческого коллектива. Сольная программа сильно перекликается со сборной. Здесь также важно расставлять концертные номера по нарастающей. При этом убирать слабые, «невкусные», усиливать начало, середину концерта и его финал. Здесь не важен сюжет, а важнее показать талант и мастерство, при этом показывая исключительную уникальность артиста или коллектива.

© ПАСПЕР | 2020 г.