Несмотря на то, что работа учреждений культуры сегодня переведена в разряд услуг, она по-прежнему основывается на системе культпросвет работы.

Как бы не старалась новая власть переформатировать культуру, утилизируя СССР из народной памяти, у руля Домов культуры стоят культпросветчики и именно им принадлежит роль противостояния с насаждаемой антикультурой потребительства и тупого созерцания.

Кружки и клубы, самодеятельные коллективы, их руководители сегодня передают нравственный опыт, эстетический вкус. И, если вы являетесь работником культуры, вам важно знать своё значение, как ретранслятора знаний, всего разнообразия своей национальной культуры другим поколениям россиян.

Прочтите, как работа учреждений культуры вчерашней культурно-просветительской системы перекликается с днём сегодняшним.

Работа учреждений культуры с самодеятельностью

Руководство художественными самодеятельными коллективами требует соблюдения определенных принципов. Ведущим принципом является педагогически правильное сочетание и взаимодействие учебно-творческой, воспитательной и просветительской работы. Руководители художественной самодеятельности должны повышать эстетическую грамотность ее участников. Прежде чем использовать тот или иной самодеятельный коллектив в целях пропаганды искусства и демонстрировать зрителям его исполнительское мастерство, самодеятельные актеры, певцы, музыканты, танцоры должны получить серьезную подготовку. Ее нельзя подменить натаскиванием, в основе которого лежит овладение элементарными навыками, далекими от глубокого и всестороннего художественного развития.

Участникам самодеятельных коллективов надо с первого же занятия внушать, что они пришли учиться искусству, а это требует напряжения сил, тренировок, постоянного повышения эстетического уровня. Только таким путем, работа учреждений культуры может развить художественные способности, исполнительской деятельности коллектива или отдельных его участников, доставлять эстетическое наслаждение зрителям и слушателям. Публичные же выступления при педагогически продуманной учебно-воспитательной работе явятся своеобразным ее итогом, результатом напряженной деятельности руководителей и участников коллектива по овладению художественным мастерством.

Каждый художественный коллектив имеет свою методику учебно-творческой работы. Ее предметом является процесс обучения, соответствующего данному искусству. Методика конкретного вида искусства определяет его идейно-воспитательное и познавательное значение, разрабатывает специфические методы и организационные формы обучения, соответствующие его целям и содержанию. Но в системе художественной самодеятельности действуют общие принципы организации самодеятельных коллективов и построения учебно-воспитательной работы:

  1. Массовость и общедоступность.
  2. Учет индивидуальных особенностей участников самодеятельных коллективов.
  3. Систематичность и планомерность.

Процесс овладения художественными знаниями и формирования исполнительских навыков по своему существу является учебным. Поэтому все, что с ним связано, должно отличаться систематичностью. Систематичность находит Месте в возрастающих по степени сложности упражнениях, которые выполняют участники коллективов, развивая свои навыки, в приемах работы руководителя и в своих требованиях к исполнителям, в системе учебно-творческих занятий. Бессистемность в работе приводит к спаду дисциплины, к угасанию интереса к занятиям и, в конечном итоге, к распаду самодеятельного коллектива.

Ведущими средствами идейно-эстетического воспитания в самодеятельном коллективе являются репертуар, учебно-воспитательная работа и исполнительская деятельность.

Самодеятельное искусство, с одной стороны воздействует и участников художественной самодеятельности, формируя у них творческие и исполнительские способности, с другой — эстетически воспитывает зрителей и слушателей. Поэтому репертуар художественной самодеятельности должен отвечать следующим требованиям:

  1. В него необходимо включать идейно значимые, высоко художественные произведения.
  2. Он должен отличаться разнообразием, постепенным усложнением содержания и формы произведений, исполняемых в учебно-творческой работе коллективов.
  3. Репертуар составляется с учетом запросов и пожеланий участников коллективов, их индивидуальных способностей.
  4. В него необходимо включать актуальный материал, связанный с конкретным социально-экономическим развитием региона (особенно в программах местных праздников).
  5. В нем нужно использовать произведения народного творчества, а также произведения местных авторов.

Создание и функционирование самодеятельных коллективов в решающей степени зависит от их руководителей — режиссеров, дирижеров, балетмейстеров, которые определяют конкретное содержание, формы и методы работы коллектива, направленность идейно-эстетического воспитания его участников. Они отбирают и обрабатывают композицию того материала, который будет использован в эстетическом просвещении и воспитании слушателей и зрителей, в учебно-творческой работе. Это требует от руководителя глубокого и всестороннего проникновения в сущность материала, учета познавательных возможностей слушателей и зрителей, их художественных интересов и запросов, психологических особенностей процессов восприятия и усвоения знаний, закономерностей формирования художественных навыков.

В деятельности руководителя важное место занимают точно разработанные им планы тренировочных занятий, планы проведения репетиций, концертов, спектаклей и иных учебных и пропагандистских мероприятий. Одновременно он планирует специальные воспитательные мероприятия, которые бы формировали навыки общественной активности у участников художественной самодеятельности. К руководителю самодеятельного коллектива сам характер работы предъявляет серьезные требования: педагогическое и профессиональное мастерство, знание психологии художественного творчества, умение удовлетворять духовные запросы участников коллектива, высокий художественный вкус, владение основами художественно-творческой и воспитательной работы в самодеятельном коллективе, организаторские и административные навыки, чувство нового, тесная связь с жизнью.

Работа учреждений культуры на селе

Работа учреждений культуры села занимает особое место, сельчанам всегда было труднее всего. Руководители сельской художественной самодеятельности должны хорошо знать особенности сельской жизни, местные бытовые традиции, народное творчество, выступать организаторами духовной жизни па селе. Главное, работникам сельских клубов нужно каждый день “выживать”.

Районные Дома культуры и городские должны как можно больше помогать сельским культработникам в отношении репертуара, в проведении плановой работы, создавать материальную базу художественной самодеятельности.

Одной из самых важных условий развития художественной самодеятельности является творческое соревнование между коллективами и отдельными исполнителями. Важно использовать в культработе такие формы соревнования, как фестивали, смотры и конкурсы. Соревнования обычно чрезвычайно активизируют деятельность творческих коллективов, воспитывают у участников чувство ответственности. Смотры, конкурсы и фестивали привлекают к самодеятельному искусству внимание самых широкой зрительской аудитории.

В организации художественной самодеятельности серьезное значение имеет методическая помощь сельским коллективам. Ее организует районный Дом культуры. Неоценимую помощь художественной самодеятельности оказывают Дома народного творчества и методические кабинеты при них. Шефство городских профессиональных учреждений искусства, городских Дворцов и Домов культуры, творческих союзов повышает уровень художественной самодеятельности в целом.