Узнайте, почему Россия православная страна? Большинство верующих людей страны православные и верны христианству в том виде, в каком оно пришло на Древнюю Русь более 1000 лет назад. Однако для других их христианская идентичность имеет прежде всего символическое значение.
Когда русский православный священник начинает утреннюю литургию в 8 часов утра в храме на Командорских островах в Беринговом море, в столице еще даже не закончился день. Ни одна религия не является более распространенной в России, чем Русская православная церковь. Почти в каждой маленькой деревне есть своя маленькая церковь или часовня.
Поэтому неудивительно, что, согласно церковной статистике, около 75 процентов россиян считают себя православными.
Политика приносит религию
До конца 10 века различные славянские племена на территории Древней Руси были в основном язычниками, с разным социальным строем и разными местными богами. Если племя хотело выиграть битву, оно приносило жертву Перуну, богу грома и войны. Если надеялись на обильный урожай, молились Макоши, матери всего живого.
Вполне вероятно, что простые племена никогда бы не подумали о смене своей религии, если бы не подвергались сильному влиянию надрегиональных элит. Так, великая княгиня Ольга (920 – 969), первая правительница Руси, приняла православное крещение в Византии. Ее внук князь Владимир (960 – 1015) тогда крестил всю свою страну православной.
Многие историки считают, что сам князь Владимир мало внимания уделял религии. Скорее, он хотел объединить страну с христианизацией Руси и дать ей совместное управление государством и церковью. Сначала он попробовал культ Перуна, своего личного любимого бога. Но этого было недостаточно для реального удержания между отдельными племенами. Тогда для этого требовался лучший вариант и мощный союз за границей.
От выбора веры до боевого крещения
В древней русской летописи говорится, что для того, чтобы правильно выбрать новую религию для своей страны, Владимир привел священников разных религий: византийского православия, католиков из Священной Римской империи, мусульманина из Волжской Болгарии и раввина. Затем он спросил их: «Ну, а теперь расскажите мне о своей вере и поразите меня!»
Как говорит летопись, запрет ислама на алкоголь правителю не нравился. Говорят, что Владимир отреагировал шоком: «Но пьянство — русская радость! Без этого мы не можем жить!». Затем он отослал мусульманина.
Раввин тоже не особо впечатлил Владимира: «Ну, если иудаизм такой великий, то где же твоя страна?» Растерянный раввин ответил, что Святая земля евреев оккупирована. А Владимир ответил: «Если ты уже потерял свою страну, то как я могу полагаться на твою религию?» Иудаизм также не попал в шорт-лист новой государственной религии Древней Руси.
Дал отпор католикам из Германии и русский великий князь: «Идите туда, откуда пришли. Как ваши отцы отвергли вашу веру, так и мы отвергнем ее».
Только византийский священник смог убедить Владимира: размерами Константинополя, богато украшенными храмами и регулярными мессами. Итак, он сам обратился в православную веру в 988 году и одновременно крестил всю свою страну. По крайней мере, так описывают этот процесс древние хроники.
Однако историки новейшей истории оценивают выбор Владимира куда более прагматично: он скорее хотел укрепить отношения своей страны с соответствующими христианскими государствами, а Византия была важным торговым партнером Руси.
В тогдашней столице Руси, Киеве, он приказал снести все статуи древних языческих богов, а останки сбросить в реку Волхов. Люди плакали и выли, но ничего не помогало. Владимир послал своих воинов в провинции своей страны для крещения населения. Не без сопротивления, конечно: его богатырь Добрыня, например, «пришлось» сжечь несколько домов в гордом городе Новгороде, прежде чем горожане согласились на крещение.
Между традицией и обычаями
О религии:
Так началось сотрудничество русских правителей с Православной Церковью на протяжении почти 1000 лет. Только когда большевики захватили власть революцией 1917 года и захотели превратить Россию в советское атеистическое государство, они запретили религии и в значительной степени уничтожили духовенство, этот принцип был нарушен. Но позже, после Второй мировой войны и смерти Иосифа Сталина, эта антирелигиозная политика ослабла, но ходить в церковь и молиться в советском обществе по-прежнему порицалось.
Однако после распада СССР Русская Православная Церковь вновь окрепла. Однако и социологи, и богословы подчеркивают, что, хотя большинство людей позиционируют себя как православные, они отнюдь не являются постоянными прихожанами. Для них религия — это скорее символ, традиция.
Глава российской «Православной энциклопедии» также говорит: «Вера не имеет решающего значения ни в нашей жизни, ни в повседневном поведении». А может и нет.