Именно Александр Островский посодействовал процессу, при котором был создан независимый русский драматический театр. Выдающийся русский драматург писал пьесы актуальные и сегодня, они идут на всех сценах России. Он был первым, кто изобразил быт купечества.
Одна из первых комедий Александра Островского (1823-2886) «Оно остается в семье» (1849) описывает финансовые махинации московского купца. Он объявляет себя банкротом, чтобы не выплачивать ссуду, и, в свою очередь, его обманывает собственный приказчик (менеджер).
Пьеса была опубликована в литературном журнале и была очень положительно принята не только простыми читателями, но и видными русскими критиками и писателями. Они восхищались языком, а также обширностью персонажей и драматургией пьесы. Лев Толстой даже говорил , что комедия — это чудо; Сам Островский «со всей серьезностью является блестящим драматическим писателем».
Островский не основывал все свое творчество на великой трагедии или классических ролях. Он не писал о приличном обществе и высокой материи, а показывал обычную жизнь, быт и проблемы купечества и простого народа.
Он хорошо знал этот материал. Отец хотел, чтобы сын пошел по его стопам, но его отчислили из Московского университета на первом же году обучения. Тем не менее, юридической карьеры ему избежать не удалось — отец направил его в суд, где Островский занимался коммерческими спорами различных людей — горожан, купцов, промышленников и торговцев. То, что он увидел, вдохновило его на написание произведений, которые были не только интересными, но и невероятно архетипическими и взятыми из жизни.
Он написал более 50 пьес
Царю Николаю I не понравилась первая пьеса Островского, и он запретил ее постановку в театре. Но уже в 1853 году в Малом театре в Москве была поставлена одна из очередных пьес Островского — «В чужие сани не садись».
Впоследствии он написал более 50 драм и комедий, а в течение 30 лет премьеры его пьес шли в Малом театре в Москве и Александринском театре в Петербурге.
Среди работ Островского такие шедевры, как «Гроза», «Бесприданница», «Бедность – не порок» и «Волки и овцы». И большинство его пьес и сегодня идут в театрах по всей России, а многие и за рубежом. Десятки его работ также были экранизированы. К самым известным относятся советские фильмы «Женитьба Бальзаминова» (1964), «Жестокий романс» (1984), а также фильмы-сказки «Снегурочка» (1968) и многие другие.
Все его произведения отличаются самостоятельностью, оригинальной драматургией и чисто русскими сюжетами и характерами.
До Островского русские театры ставили в основном классические трагедии, а также пьесы Шекспира и Мольера. На русском языке уже были изданы знаменитая комедия Александра Грибоедова «Горье от ума» (англ. « Разум порождает страдание ») и несколько блестящих комедий Николая Гоголя; Было поставлено несколько пьес Пушкина, но русского материала для театров было очень мало.
Островский имел поистине реформаторское значение для русского театра. Помимо создания большого количества оригинальных пьес, он также изменил подход к театру, введя большее разнообразие сюжетов и характеров и предложив уделять больше внимания актерскому мастерству и слаженности всей труппы.
«Хорошее произведение понравится публике и будет иметь успех, но если оно сыграно плохо, оно не задержится в репертуаре надолго», — писал Островский.
Он принес луч света в темное царство
Самая известная пьеса Островского в России — «Гроза» (1859). Это одна из первых работ, посвященных проблеме угнетения женщин. Главная героиня, Катерина, живет в крайне патриархальной семье мужа, который холоден к ней, и она вынуждена подчиняться деспотичной свекрови. В конце концов она влюбляется в другого мужчину и изменяет мужу, но, так как не может справиться с этим моральным падением, бросается в Волгу и погибает.
Шторм вызвал бурную реакцию в обществе и среди критиков. О пьесе «Луч света в темном царстве» публицист Николай Добролюбов написал знаменитую статью, название которой стало нарицательным. Публицист видит в Катерине жертву старого, отсталого купеческого мира и восхищается ее смелостью противостоять этому миру. Он даже считает ее самоубийство героическим и единственно возможным выходом из этого «темного царства».
Спектакль был поставлен в Малом театре и имел большой успех; Она до сих пор считается эталоном русской драматургии, а персонажи пьесы у всех на слуху.
Продолжить чтение: Великие русские драматурги, которых вы должны знать
© ПАСПЕР