Знаменитый русский авангард стоял, как искусство на службе революции, как и многие другие новые направления в культуре. Художники русского авангарда так же критично относились к царской империи, как и большевики. Поэтому неудивительно, что обе группы тесно сотрудничали после революции. Так возник новый вид искусства, пока и его не запретили.

Картины авангардистов

«Пролетарии всех стран, соединяйтесь!!» Эль Лисицкий (Лазар Лисицкий) / РИА Новости

Романтическая легенда гласит, что революция в искусстве ускорила революцию в политике. Русский авангард, отбросивший старые догмы в поисках новых форм, оказался настолько единодушным с русской революцией, что на несколько лет стал ее главным рупором.

По общему мнению, история русского авангарда началась в 1908 году. В это время в Москве и Санкт-Петербурге проходили выставки, на которых прославились молодые еретики искусства Лентулов, братья Бурлюки, Ларионов и Гончарова. себя в первый раз. В последующие девять лет, оставшихся до 1917 года, авангардное движение развивалось с головокружительной скоростью.

Многие художники-авангардисты восприняли революцию с большим энтузиазмом. Их художественные идеи оказались неожиданно резонирующими с политическими лозунгами. Таким образом, в первых политических резолюциях было реализовано оторванное от цели предложение Казимира Малевича. Что касается дореволюционного порядка, то он потребовал, чтобы все картины были сожжены, а их прах выставлен в музеях, потому что после супрематизма другой живописи не будет.

Новому государству нужны были и новые формы: крепкие, кричащие, устремленные в будущее. Эту нишу с легкостью занял авангард. В то же время новообразованный Советский Союз стал крупнейшим заказчиком и — хотя художники не сразу осознали этот аспект — также и крупнейшим цензором произведений искусства.

Монументальная пропаганда

В первые месяцы после революции авангардисты были втянуты в создание новых торжеств советского государства. Панно, украшавшие стены домов Москвы и Петрограда, сегодняшнего Санкт-Петербурга, были настоящими шедеврами монументальной живописи, к сожалению, не сохранившимися. Все они были посвящены новым символам и новым людям: рабочим и колхозникам. В 1918 году футуристка Ольга Розанова разработала новый официальный праздник — Международный день 1 мая, который впоследствии стал Днем солидарности трудящихся. Свою концепцию абстрактной «цветной живописи» она реализовала в праздничном освещении и фейерверках.

Русский авангард

Эскиз Дворцовой площади художника Натана Альтмана (1889–1970) в Государственном Русском художественном музее в Санкт-Петербурге. /Рудольф Кучеров/РИА Новости

А в первую годовщину революции Натан Альтманн обмотал красным сукном боковые крылья Эрмитажа — только через 80 лет такая же инсталляция Христо стала мировой сенсацией на немецком Рейхстаге — и украсил Александровскую колонну посреди дворца. площадь с фигурами сторонников превосходства. Ни до, ни после Москва и Петербург не выглядели такими авангардными, как в первые послереволюционные годы.

Слово и форма

Следующим шагом на службе пропаганды стала печать: книги, журналы, плакаты. Художественные стили кубофутуризма, конструктивизма и супрематизма с их простыми формами и четкими структурами казались созданными для новой эпохи. Плакат Эль Лисицкого 1920 года «Бей белых красным клином» — прекрасный пример того, как супрематическую композицию можно наполнить политическим смыслом.

Искусство на службе революции

Эль Лисицкий / Музей Ван Аббе

Еще один хрестоматийный пример новой полиграфии — рекламный плакат Александра Родченко 1924 года. Он призывает к покупке книг Ленгиса. Крупные планы, резкие перспективы и сокращающие пространство диагонали, ставшие визитной карточкой конструктивистской фотографии Родченко, превратили рекламу в графический шедевр.

Изобретатели дизайна

В утопическом порыве преобразить все и всех возникла идея не только воздействовать на людей через монументальное искусство, но и создать для них новый видимый мир, окружить их современными вещами в быту. Из этого развился советский промышленный дизайн.

Промышленный авангард

«Рисунок танка» Варвары Степановой, 1924 год / из частной коллекции

Амазонки авангарда Варвара Степанова и Любовь Попова создали для текстильной фабрики новый дизайн ткани, призванный заменить дореволюционные образцы. Дешевая бязь, выпускавшаяся серийно для швейного производства, получила абстрактный геометрический орнамент с контрастными цветами. Степанова также проектировала «производственную одежду» с учетом специфики конкретных профессий. Геометрические формы, унисекс и просто никаких украшений — вот ее принципы.

Агитационный фарфор

Авангардный и агитационный фарфор — уникальное явление, востребованное на современном арт-рынке, изготовленное на бывшем Императорском фарфоровом заводе. Работа фабрики была включена в гигантский план монументальной пропаганды, большая часть ее товаров шла на экспорт. Казимир Малевич вместе со своими учениками Николаем Судетиным и Ильей Чашниковым придумали новые чайники и чашки супрематических форм. Из них было неудобно пить, но выглядели они впечатляюще.

Плакат СССР

Александр Родченко, пионер «резкой» фотографии / Press Photo

Широкое распространение получили таблички с новыми лозунгами, над которыми работали художники, учившиеся до революции у русских и французских модернистов: Александра Щекотихина-Потоцкая и Сергей Чехонин. Во многих случаях роспись подбирали по старым образцам, только сюжеты были новыми.

Но настоящие шедевры революции появились в скульптуре: «Красные и белые», например, шахматные фигуры из фарфора Натальи Данко, на которых красные пешки с серпами, а также красноармейцы и рабочие с молотами против белых смерть и его рабы в цепях поле.

Архитектура конструктивизма

Архитектурным выражением революционных идей стал конструктивизм. В первые послереволюционные годы, во время гражданской войны, денег на градостроительство не было – большинство проектов того времени так и остались нереализованными.

Проект памятника интернационалу

Планируемый «Памятник Интернационалу» / Архивное фото

Наиболее известен среди них памятник III Интернационалу, т. е. союзу коммунистических партий разных стран, спроектированный Татлиным в 1919 году: три стеклянные фигуры — куб, цилиндр и конус — окружены наклонным стальным каркасом, который поворачивать раз в год, месяц и день должны были вращаться и, таким образом, отсчитывать время новой эпохи. Если бы памятник был построен, он возвышался бы над Эйфелевой башней.

Авангард против реализма

Художники также создавали новые формы. В 1920-е годы расцвет художественных объединений продолжился. Вокруг великих деятелей авангарда – Малевича, Филонова, Матюшина возникли новые группы. Большинство прежних авангардных групп нашли новые формы творчества. Одной из таких центральных групп был Союз станковцев. Она романтизировала действительность, опираясь на идеи русского и европейского авангарда. Их символы: экспрессивная «Автогонка» Питера Вильямса и «Оборона Петрограда» Александра Дейнки.

Другим художественным полюсом была Ассоциация художников-революционеров, члены которой стремились запечатлеть события современности без особой эстетической претензии.

Портреты вождей и нескончаемые партийные митинги 1930-х годов легли в основу программы социалистического реализма. Победа реалистов над авангардом, вероятно, была предопределена: революционный вождь Владимир Ленин говорил о важности искусства без уловок, в котором главное содержание, а не художественная форма.

Русский авангард: искусство на службе революции

«Не работаешь — не ешь», — предупреждает эта табличка с портретом Ленина. / Ю. Юровский/РИА Новости

Декрет 1932 года окончательно подвел черту под всем многообразием искусства: декрет запрещал все творческие объединения. Через четыре года началась борьба с формализмом, который окончательно изгнал остатки авангардного подполья.

Все права защищены. Воспроизведение разрешено только при условии указания источника и активных гиперссылок на исходный материал.

Читайте также: 

Подписывайтесь на наши группы социальных сетях, чтобы первым получать свежие материалы: