Глазурованные русские печные изразцы или просто керамическая плитка, играет важную роль в истории русского прикладного искусства. Изразцы были популярным элементом дизайна интерьера в 17 веке, а позже возродились в современной России.

Со времен Древней Руси печь была центральным элементом жизни и культуры, имела сакральное значение как посредник между огнем и людьми. По сути, печь была сердцем русского домашнего хозяйства. По сравнению с европейской традицией, где печь была в первую очередь отопительным прибором и использовалась для приготовления пищи, в России у нее было гораздо больше функций. Кроме всего прочего, он служил ложем, а в славянском фольклоре — жилищем духа-покровителя Домового. Они также часто использовались для наружных фасадов церквей.

Происхождение слова уже указывает на эту функцию и происходит от старого красивого русского глагола «образить», что означает «придавать предмету образ, обделывать, выделывать вещь».

Художественный вид изразцов и изразцовой росписи, вероятно, был завезен в Россию западными мастерами в начале 16 века и широко применялся там с середины 17 века. Хотя русские мастера изначально оставались верны европейским традициям, позже они добавляли все больше и больше русских черт, таких как яркие цвета, орнаменты и темы из славянской мифологии и быта.

Современные русские печные изразцы

Русские печные изразцы: красочное искусство с традицией

Фото Антон Белицкий

Хотя исторические образцы этих ярко украшенных печей можно увидеть в Москве в известных местах, таких как Кремль, Новодевичий монастырь и усадьба Коломенское , многовековые традиции производства кирпича до сих пор продолжаются современными мастерами и небольшими фабриками.

ПАСПЕР РЕКОМЕНДУЕТ: Именное видеопоздравление Деда Мороза вашего ребёнка

«Процесс производства изразцовой плитки практически не изменился на протяжении веков. Это очень традиционно», — говорит Игорь Фролов, владелец компании «Керамика Декор». Это одна из российских компаний, производящих сувенирную плитку, в том числе так называемую «Муравленый изразец», которую можно узнать по насыщенному зеленому цвету.

Печь в изразцах

Фото Антон Белицкий

«Все начинается с заполнения формы. Гипсовая форма заполняется глиняной массой, которая также содержит обожженные осколки, чтобы выдерживать высокие температуры, получаюься красивые русские печные изразцы», — объясняет Фролов.

Это одна из основных характеристик, отличающих русскую плитку от европейской. В связи с изменением погодных условий русский вариант, особенно предназначенный для наружной отделки, обжигают при более высоких температурах, чтобы лучше выдерживать зимние морозы.

Как и многие другие виды, «Муравленые изразцы» поражают уникальными орнаментами и символами из славянской мифологии и истории. Например, на этих изразцах изображена птица Сирин, мифологическое существо с головой и грудью красивой женщины и телом птицы, или сцены из русской истории. Фабрика Фролова использует только изображения настоящих изразцов, существовавших много веков назад или до сих пор присутствующих в русских интерьерах.

В отличие от обычной плитки, используемой в современных домах, которую можно найти в любом магазине, эта плитка изготавливается вручную в течение двух недель. Один день уходит на изготовление глиняной модели, пять дней на ее сушку, один день на обжиг плиток и еще один на их глазурование и покраску. Время изготовления гипсовой модели в расчет не входит!

Поскольку есть много мастеров, изготавливающих плитку, каждый из них использует уникальную смесь глазури, которая отличает их плитку от всех остальных, придавая ей уникальный цвет и глубину.

Гипсовая форма для изразца

Фото Антон Белицкий

На цвет влияет и температура печи, говорит Фролов: «Если в одном углу печи температура выше, то цвет плитки будет неравномерным — в зависимости от перепада температур она будет приобретать более светлый или более темный оттенок».

Сначала плитки помещают в печь при температуре 1000 градусов. Затем они обжигаются при более низкой температуре, покрываются глазурью и снова обжигаются, придавая им характерный блеск.

Материал для такой плитки сильно различается. Века назад, чтобы получились хорошие русские печные изразцы, мастера использовали для этого красную глину, которую обжигали при температуре от 700 до 800 градусов по Цельсию. Сейчас эти кирпичи рушатся, и все, что можно увидеть, например, снаружи церквей, скорее всего, восстановлено. Следующее поколение, вероятно, не увидит этот элемент декора в его первоначальном виде.

ПАСПЕР РЕКОМЕНДУЕТ: Иван-дурак в русских сказках остается популярным сегодня

Все права защищены. Воспроизведение разрешено только при условии указания источника и активных гиперссылок на исходный материал.

© ПАСПЕР: Культура и искусство

Подписывайтесь на наши группы социальных сетях, чтобы первым получать свежие материалы: