Русская ведьма лишь частично походила на своих европейских соплеменниц. Ведьм на Руси было меньше, чем колдунов, их сжигали, но не на кострах. И, наконец, их услугами иногда пользовалась знать и даже члены царской семьи.
Ведьма означает тайные знания, она ведает тем, что недоступно обычным людям. В допетровской России постоянное место в обществе имели ведьма, гадалка, травница. Областью деятельности ведьм было целительство и порчи, а также магия, привороты и расколдовывание жениха и невесты, предсказание будущего с помощью волшебных книг — в общем, все то, что заставляло людей обращаться к травникам, колдунам и «целителям». Разница заключалась в том, что в 17 веке за это наказывали плетью, а любого, кто навлек на себя порчу, можно было сжечь в деревянном доме.
Преступники
В деревне человека могли объявить ведьмой из-за жизни, которую общество считало «неправильной». «Статус ведьмы обычно присваивался женщинам, отклонившимся от нормального жизненного пути, особенно в связи с выполнением своих семейных ролей», — пишет этнограф Татьяна Щепанская в статье о ведьмах для энциклопедии «Мущики и Бэби: Мущское». и щенское в русской традиционной культуре». «Легкие девицы», то есть девушки, согрешившие до замужества, молодые женщины, вышедшие замуж без согласия родителей, люди, соблюдающие целомудрие, — такие женщины чаще всего вызывали подозрения в занятиях колдовством и гаданием.
>> Рекомендуем: Самые страшные герои русских сказок для воспитания детей
Кит Томас в своей книге «Религия и упадок магии» утверждает, что эти женщины, которым часто требовалась помощь, чтобы выжить, были самыми слабыми членами общества. В качестве предлога, чтобы отказать им в этой помощи, их «объявили» ведьмами и выгнали из домов. Конечно, были и женщины, зарабатывавшие деньги ведьмами.
Однако ведьмы в Древней Руси не всегда были незамужними. В своей книге «Колдовство в Московской Руси XVII недели» Николай Новомбергский описывает семейное положение некоторых городских ведьм. Это жены пономарей, артиллеристов, драгунов, «иммигрантов», лучников или наемников. При этом большинство из них выходцы из низших сословий: крепостные, фермеры и иностранцы.
Вообще русские ведьмы и волшебники отличались тем, что были очень бедны. Услуги ведьм стоят всего копейки, а многие известные нам ведьмы зависели от благотворительности. «Колдовство было оружием слабых и беспомощных», — пишет Нада Бошковска. «Женщины использовали страх перед колдовством, чтобы запугать тех, кто был более могущественным и сильным».
И действительно, они сеют террор. Во время восстания Степана Разина (1667-1671) получила известность ведьма Анна Арзамасская (Темникова) — крестьянский атаман, умевшая наводить болезни и передавать свое искусство другим.
Важные задачи в обществе
В российских источниках не упоминаются ведьмы, насылающие град и бури, вызывающие дьявола и приносящие человеческие жертвоприношения. Российскому обществу они были нужны для обрядовых действий, народной медицины и даже для… раскрытия краж.
Гадалки в деревенских общинах и ведьмы, а также простые вдовы и одинокие женщины принимали участие в различных обрядах, сохранившихся с языческих времен, напр. Б. в обычае «пахать», который защищал деревенских животных от «коровьей гибели», т. е. простой гибели скота. Вдовы и незамужние женщины были необходимы для этого обряда.
Там, где медицинская помощь была недоступна, именно духовные целители и травницы могли помочь при зубной боли, грыжах, эпилепсии и других распространенных недугах. В 1642 году некий Стрелиз дал своему знакомому заклинание против эпилепсии, которое, вероятно, было получено от ведьмы-травницы. Вдова Улита Щипанова из Вологодской области научилась врачебным знаниям от своей матери и имела запас корней и камней от всех болезней, даже от вшей.
Конечно, если ведьмы умеют лечить, они также могут распространять болезни и порчу. В деревне ведьм чаще всего обвиняли в том, что они вызывают икоту, истерические припадки и мужское бессилие. Отдельной областью были паховые грыжи – их «отпугивали», но можно было и «заколдовать», например, выпив кипяченой болотной воды. Приворот и расколдовывание женихов и невест также попадали в область колдовских знаний.
К ведьмам и травницам обращались люди, ограбленные и обманутые, люди с проблемами на работе — мелкие конфликты крестьян и бедных чиновников, которые не хотели решать суды. К кому еще вам следовало обратиться? В 1647 году в Москве ограбили земледельца Симона, и он обратился за помощью к волшебнице Дарьизе, которая назвала виновника. В 1658 году жена крестьянина из Луча купила заколдованную соль и рассыпала ее, чтобы освободить мужа из тюрьмы. Московские ведьмы «продавали» заклинания для удачной торговли, а один знахарь рекомендовал: «Закопайте голову медведя посреди двора, и скот погонят».
Вот как ты стала ведьмой
В древней Руси считали, что ведьмой можно стать – но не через контакт с дьяволом, а через общение с потусторонними существами. Щепанская пишет, что новгородской девушке, брошенной своим возлюбленным, приснился сон о волшебном медведе, открывшем ей тайные знания. Девушка стала известным мастером-целителем. Полученный ею дар стал результатом связи с потусторонним покровителем, который «заменил» ей мужа и придал ее жизни новый смысл – колдовство.
Например, дух-хранитель или тайная сила может быть получена другим волшебником или ведьмой в момент его или ее смерти. В Новгородской области ходят рассказы о змеиных повязках. Их можно сделать, найдя «петушиное яйцо» (неразвитое, мягкое куриное яйцо размером с перепелиное) и носив его под мышкой в течение двух недель, приняв обет молчания. Считалось, что из такого яйца вылупится змея и соберет молоко чужих коров — достаточно было поставить на ночь пустые горшки и банки на открытый подоконник.
© ПАСПЕР