Основные музыкальные термины мы собрали в словарь. От адажио до вальса — вот исчерпывающее руководство по музыкальным терминам, которые могут встретиться вам в различных источниках и на практике.

Словать музыкальных терминов

Музыкальные термины: глоссарий полезной терминологии

Изучаете теорию музыки, но не можете разобраться во всех технических терминах? Наш глоссарий поможет вам разобраться во всех тонкостях жаргона, связанных с аккордами и гаммами, от «восходящего» до «унисона».

Адажио

(Итальянский: «медленно»). Это означает, что музыка должна играть медленно.

Аллегро

(Итальянский: «живой»). Это значит, что музыка должна играть весело. Жизнерадостный и бодрый. Попробуйте послушать увертюру Россини «Вильгельм Телль»

Анданте

(Итальянское: «ходьба»). Это означает, что музыку следует играть в умеренном темпе. Не слишком быстро или не слишком медленно.

Ансамбль

Описание: игра инструменталистов вместе или группой вокальных исполнителей.

Аккорд

Одновременное звучание двух и более нот.

Ария

(Итальянское: «воздух»). Ария, песня, как правило, используется для описания набора моноблоки песни в опере.

Атонал

Музыка, в которой невозможно установить ключ. Эту технику можно услышать во многих музыкальных произведениях ХХ века. Композиторы Второй венской школы использовали атональность, как основу для большей части своих работ.

Баллада

От вульгарного латинского «балларе», что означает танцевать. Произведение в танцевальной форме, имитирующее народную песню, с повествовательной структурой.

Бар

Вертикальная линия, проходящая через нотный стан, для разметки музыки на разделы, каждая из которых содержит определенное количество ударов.

Баркарола

Песня о лодках, обычно описывающая песни, которые пели гондольеры в Венеции. Шопен, Мендельсон, Форе и Оффенбах писали такие произведения.

Баритон

Мужской певческий голос в среднем диапазоне. Джеральд Финли — образец баритона мирового класса.

Барокко

Период в искусстве и музыке примерно 1600-1750 гг. Композиторы — Монтеверди, Перселл, Рамо, Бах, Вивальди и Гендель.

Бассо континуо

(Итальянский: «непрерывный бас»). Форма басовой партии, используемая в музыке периода барокко. Обычно он обозначается числами, указывающими, какие аккорды можно использовать, поэтому исполнитель континуо может украсить линии. Бранденбургские концерты Баха — прекрасный тому пример.

Болеро

Испанский танец. Самый известный пример является Равель Болеро.

Вибрато

Выразительная техника, используемая на различных инструментах, созданная путем вибрации звука.

Vivace

(Итальянский: «живой»). Индикация темпа.

Вальс

Танец в тройном тайме. Иоганн Штраус много писал с использованием этой формы. Шопен написал серию вальсов для фортепиано. Первоначально использовавшаяся в качестве музыки для танцев, форма получила повышенную респектабельность благодаря «Приглашению на танец» Вебера, проложившему путь к «концерт-вальсу», где форма выступает в качестве инструментальной или оркестровой композиции.

Ключ

Несколько символов, нарисованных на конце нотоносца, обозначающие высоту нот, написанных на этом нотном стане.

Кода

(Итальянское: «хвост»). Хвостовой конец музыкального произведения. Обычно отрезок, который указывает на приближение конца отрезка или отрезка.

Колоратура

(Итал. «Раскраска»). Тип украшения, обычно в пении, богато украшенный и богато украшенный. Дама Джоан Сазерленд была одной из величайших колоратурных сопрано всех времен.

Концерт

Произведение инструментальной музыки для солиста, контрастируемое ансамблем (небольшой группой музыкантов или полным оркестром). Эпический Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Рахманинова остается одним из самых популярных произведений в жанре.

Контртенор

Вокальный диапазон мужского альта. Близко к женскому сопрано. Истин Дэвис объясняет здесь.

Крещендо

(Итальянский: «растет»). Динамическая инструкция, означающая постепенное увеличение громкости.

Каденция

Два аккорда в конце пьесы, которые представляют собой своего рода «пунктуацию» в конце музыкальной фразы. Каденции могут либо предполагать, что предложение не окончено, либо обеспечивать своего рода музыкальную «точку».

Кантата

Хоровое произведение, в котором используются сольные голоса в инструментальном (обычно оркестровом) сопровождении. Кантата обычно представляет собой хоровое произведение некоторой длины, в котором также используются сольные голоса, обычно с инструментальным сопровождением.

Используемые тексты могут быть священными или светскими. В некоторых кантатах используются сольные голоса без хора или хора. Послушайте кантату № 140 Баха, как прекрасный пример.

Каприччио

(Итальянский: «каприз»). Живое музыкальное произведение, обычно свободное по форме и короткое. «Итальянское каприччио» Чайковского, безусловно, в приподнятом настроении.

Да Капо

(Итальянский: «с самого начала»). Обычно сокращается до «DC» в конце части пьесы, что означает «вернуться к началу и играть либо до конца (Da capo al fine), либо до знака, который выглядит как стилизованная буква« S »(Da capo аль сегно).

Динамика

Уровни звука в музыке. Спектр от тихого до громкого.

Форте

(Итальянский: «сильный»). Динамическая инструкция, означающая, что музыка должна играть громко. Инструкция выглядит как: «f» громко; ‘ff’ fortissimo, что означает очень громко; или «ффф» очень громко. Практика расширилась, и теперь можно использовать любое количество ‘f’, в зависимости от того, насколько громко композитор хочет, чтобы что-то игралось. Вот несколько примеров, когда «fff» это не описывает …

Фуга

Форма, в которой композиция контрапунктная. Тема представляет произведение, которое затем повторяется с разной высотой звука по всей композиции, противопоставляясь другим музыкальным линиям в текстуре. Фуга оказалась увлекательной средой, способной проникнуть даже в мир поп-музыки и Леди Гаги…

Жига

Живая танцевальная форма периода барокко, от английского джига.

Джокозо

(Итальянский: «игривый», «веселый»). Это означает, что произведение должно быть сыграно весело или игриво.

Глиссандо

От французского «блестеть», что означает скользить. Инструкция для перемещения между группой заметок. Например, на фортепиано исполнитель проводит пальцем по клавиатуре вниз или вверх.

Гармония

Одновременное звучание двух и более нот. Можно сказать, что у композитора есть «гармоничный язык», что по смыслу схоже с тем, что у кого-то есть особый акцент.

Юмореска

Музыкальное произведение с юмористическим оттенком. Известные композиции, использующие это имя, написали: Шуман, Дворжак и Рахманинов.

Гимн

Песня религиозного поклонения. Протестантская традиция пения гимнов происходит от хоралов Мартина Лютера. Вот коллекция из 50 классических гимнов Classic FM.

Импрессионизм

Термин, описывающий движения в искусстве и музыке. В целом французское искусство и музыка импрессионизма конца 19 — начала 20 века характеризуются ощущением скрытых, размытых изображений и палитрой богатых цветов. И Дебюсси, и Равель были возмущены таким описанием своей музыки, поскольку считали, что это предполагает, что их музыка не имеет формальной и структурной ценности.

Интонация

Точность или отсутствие высоты звука в инструментальной игре и пении. Например, «здесь нет интонации», что означает неточная настройка.

Джиг

Живой английский танец, обычно помещаемый в конце сюиты в стиле барокко.

Ключ

Музыкальный тональность — это отношение разных аккордов друг к другу. «Тоник» — это субъективное ощущение «дома», от которого музыкальные композиции отклоняются и возвращаются обратно. Отношения разных ключей друг к другу создают впечатление напряжения, развития и решимости. «Ключевая подпись» — это инструкция в начале написанной музыки, указывающая, что такое «домашний ключ» произведения.

Ларго

(Итальянский: «широкий», «широкий», «медленный»). Инструкция, означающая, что музыка обычно медленная или широкая.

Легато

(Итальянский: «присоединился»). Инструкция, указывающая, что последовательность нот должна воспроизводиться плавно или соединяться, а не отключаться.

Леггиеро

(Итальянский: «легко»). Инструкция, означающая играть легко и без силы.

(col) Леньо

(Итальянское: «дерево»). Инструкция для струнных исполнителей, обычно пишется как «col legno» (с деревом). Это означает, что струнный игрок должен использовать деревянную сторону лука для ударов по струнам.

Лейтмотив

Короткая повторяющаяся музыкальная фраза, обычно связанная с персонажем, идеей, событием или объектом. Это музыкальный эквивалент брендинга. Вагнер широко использовал эту технику в своих музыкальных драмах.

Ленто

(Итальянский: «медленно»). Инструкция темпа, означающая, что музыка медленная.

Либретто

(Итальянский: «маленькая книжка»). Текст оперного или вокального произведения, который традиционно печатается в небольшой книжке.

Мадригал

Вокальная композиция, возникшая в Италии 14 века. Мадригалы обычно носят светский характер и стали очень популярны в периоды Возрождения и раннего барокко.

Основной

Шкала, которая соответствует на фортепиано всем белым нотам, от C до C. Мажорный аккорд трезвучия AC состоит из нот: C, E и G. Обычно мажорные клавиши звучат «счастливыми», а второстепенные — «грустными».

Малагенья

Испанский цыганский танец из региона Малага. Композитор Эрнесто Лекуона известен своим одноименным произведением, и Равель использовал эту форму в своей « Испанской рапсодии».

Мазурка

Традиционный польский танец. Многие композиторы, в том числе Шопен и Шимановский, писали произведения с использованием этой формы.

Меццо

(Итальянский: «половина»). Термин может использоваться в разных контекстах. Меццо-форте / меццо-пианино — это динамические инструкции, означающие «наполовину громко» и «наполовину тихо». Меццо-сопрано — это диапазон женского голоса ниже сопрано.

Менуэт

Популярный французский танец с середины 17 до конца 18 века.

Натуральный

Нота, которая не является ни резкой, ни плоской.

Неоклассический

Неоклассицизм — это стиль музыки, используемый композиторами 20-го века, который включает в себя структуры классики и барокко в своих произведениях. Стравинский, Равель и Хиндемит — все композиторы, которые экспериментировали со стилем.

Ноктюрн

Музыкальное произведение ночного настроения. Ирландский композитор Джон Филд изобрел форму в начале 19 века, что привело к ее популяризации Шопеном, написавшим 21 ноктюрн.

Облигато

(Итальянский: «обязательно») Инструментальная партия, которая важна в музыкальном произведении. Популярный в период барокко.

Октава

(Латинское: octavus, восьмой). Интервал восьмерки, например: от нот C до C или от D до D.

Октет

Музыкальное произведение, написанное для 8 исполнителей.

Ондес Мартено

(Французский: «волны Мартено»). Электронный инструмент, который производит звук с помощью клавиатуры, которая управляет колебательными частотами. Произведенный Маруисом Мартено в 1928 году, самый известный пример его использования — в напыщенной Turangalîla -Symphonie Мессиана.

Опус

(Латинский: «работа») Термин обычно используется в перечислении произведений композитора по номерам опусов, обычно сокращенно Op. Поскольку латинское множественное число оперы привело бы к ненужной путанице, ее лучше избегать, хотя альтернативные опусы остаются неудовлетворительной заменой. Номера опусов не всегда указывают на дату написания или даже на дату публикации.

Оратория

(Итальянский: «кафедра»). Масштабное произведение для оркестра и голосов, как правило, сакрального характера. Оратории повествовательны так же, как и опера, но исполняются без постановки, костюма, действия или декораций.

Остинато

(Итальянский: «упрямый») Повторяющаяся музыкальная фраза или ритм.

Увертюра

Вступительная часть к опере или содержательному произведению. В опере увертюра обычно содержит примеры основных музыкальных тем, которые будут появляться на протяжении всего произведения, — своего рода трейлер к тому, что должно произойти.

Партита

Музыкальная сюита, ​​обычно для сольного инструмента или небольшого ансамбля.

Пассакалия

Форма танца в стиле барокко, в которой короткая мелодическая фраза, обычно в басу, составляет основу произведения.

Пентатоника

Пятизначная шкала, состоящая из черных нот на клавиатуре. Используемый в народной музыке многих стран, он легко ассоциируется с «восточным» звучанием.

Пианофорте

(Итальянский: «тихо громко»). В просторечии известен как «пианино». Клавишный инструмент, разработанный в 18 веке. Фортепиано эволюционировало от клавесина в том смысле, что оно создает звук, ударяя молотком по струнам, а не перебирая струны. Термин «пианофорте» представляет собой смесь двух итальянских слов «фортепиано» (мягкий) и «форте» (громкий), что означает, что в зависимости от силы, приложенной к клавишам, динамический диапазон инструмента может быть от очень мягкого до очень громко.

Подача

Частота вибрации звука. Высота звука измеряется в герцах и обычно организована в систему, известную как «равная темперация», система настройки, в которой разные ноты имеют стандартизированное отношение высоты звука.

Пиццикато

(Итальянский: «щипать»). Указание исполнителям на струнных инструментах щипать струны, а не использовать смычок для создания звука.

Престо

(Итальянский: «быстро»). Указание, что движение, часть в нем или работа являются быстрыми по темпу.

Четверть тона

Разделение высот меньше полутона, что составляет полтона. Обычно встречается в некоторой музыке 20 века.

Квартет

Группа из четырех игроков или состав из четырех игроков.

Раллентандо

(Итальянский: «становится медленнее»). Часто обозначаемый сокращенно как «ралл…», это инструкция постепенно играть медленнее.

Речитатив

В вокальных произведениях речитатив — это момент, когда сольный голос поет в относительно свободном ритме. Обычно перед «арией» (основной песней) речитатив обычно используется для иллюстрации сюжета и повествования в опере.

Реквием Месса

Католическая месса мертвых. Известные примеры включают большую последнюю работу Моцарта и другие работы Брамса, Берлиоза, Верди и Фора.

Ригуадон

Французский народный танец, обычно используемый в инструментальных сюитах 17-18 веков. В 20-м веке Равель написал движение под названием «riguadon» в своей работе « Tombeau de Couperin» , дань уважения французскому барокко.

Ритардандо

(Итальянский: «становится медленнее»). Часто обозначаемый аббревиатурой «rit.», Это инструкция постепенно играть медленнее.

Ритенуто

(Итал.: «Сдерживается»). Указание замедлить темп.

Рококо

В архитектуре и изобразительном искусстве рококо характеризовалось легким декоративным французским стилем. В музыке этот термин применяется к периоду, характеризующемуся очень декоративной, искусно украшенной музыкой.

Рондо

Форма с повторяющейся темой, обычно используемая в качестве финальной части сонаты или концерта. « Рондо алла турка» Моцарта вдохновлен турецкими военными оркестрами 18 века.

Рубато

(Итальянский: «украденный»). Инструкция играть со свободой. Рубато позволяет исполнителям отклоняться от строгой регулярности темпа и может улучшить выразительную игру. По сути, «украшая» или заимствуя время, оно должно противопоставляться строгому времени в музыкально правильном методе искупления.

Шкала

Последовательность нот в порядке убывания или возрастания.

Скерцо

(Итальянский: «шутка»). Движение с произведения. Возникнув в 17 веке, эта форма обычно появляется в симфонии как быстрая, беззаботная вторая или третья часть. Бетховен использовал эту форму как альтернативу менуэту, а Шопен расширил форму до целого в своих четырех скерци.

Сериализм

Композиционная техника, разработанная в 20 веке Арнольдом Шенбергом как метод упорядочения, казалось бы, хаотичной и произвольной техники до атональности. Сериализм использует двенадцать полутонов октавы в определенном порядке, известном как «тоновый ряд», который служит основой, на которой строится произведение.

Сфорцандо

Играйте с внезапным и заметным акцентом.

Соната

(Итальянское: sonare, звучать). Произведение для солиста или солиста в сопровождении фортепиано. Соната обычно состоит из нескольких частей, одна или несколько в сонатной форме. Соната-форма — это форма, в которой движение разделено на три части: изложение, развитие и повторение. Экспозиция обычно содержит две контрастные темы, которые затем развиваются в развитии, чтобы быть повторно услышанными в резюме, заканчивающемся кодой.

Сопрано

Самый высокий женский голос.

Спикатто

(Итальянский: «отделить»). Техника смычка для струнных инструментов, при которой смычок слегка подпрыгивает по струне.

Симфония

Крупномасштабное оркестровое произведение, обычно состоящее из четырех частей, из которых хотя бы одно находится в форме сонаты. Движения примерно соответствуют схеме: Движение открытия; Скерцо; Медленное движение; Финал.

Темп

(Итальянский: «время»). Скорость воспроизведения музыкального произведения. Индикация темпа даётся либо в начале произведения, либо внутри него. Иногда темп обозначается точным количеством ударов в минуту или терминологией, которая может быть более гибкой.

Тенор

Мужской певческий голос между баритоном и контртенором. Самый высокий из рядов обычных взрослых мужчин.

Токката

(Итальянский: от «toccare», касаться). Инструментальное произведение, призванное показать техническое мастерство и мастерство исполнителя. Известные токкаты написаны Бахом, Равелем и Прокофьевым.

Тремоло

(Итальянский: «дрожь»). Быстрое повторение одной ноты, обычно используется при игре на струнах.

Трель

Музыкальное украшение, состоящее из быстрого звучания двух последовательных нот.

Унисон

Звучание одной и той же ноты двумя или более музыкантами или певцами одновременно.

Шансон

(Французский: «песня»). Французская песня от средневековья до 20 века.

Хорал

Лютеранский гимн. Обычно музыка движется блок-аккордами. В большинстве известных хоралов все были написаны Бахом.

Элегия

Музыкальное произведение в форме причитания.

Эспрессиво

(Итальянский: «выразительный»). Инструкция, означающая, что отрывок должен быть воспроизведен выражением или выразительно.

Этюд

(Французский: «учиться»). Инструментальная композиция, предназначенная для улучшения или улучшения определенных аспектов техники. Некоторые из самых сложных инструментальных произведений — это крупномасштабные этюды таких композиторов, как Шопен и Лист.