Почитайте захватывающую историю создания Успенского собора во Владимире: этот средневековый русский шедевр, которым славится Золотое кольцо России, постоянно менялся и с 1992 года является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Владимирская крепость была построена в 1108 году на реке Клязьме Владимиром Мономахом, правившим в качестве великого князя в Киеве между 1113 и 1125 годами. Под его руководством Владимир и окружающие его поселения на восточнославянских территориях стали центром политической и экономической власти. При потомках Мономаха во Владимирской области во второй половине XII века наблюдалось распространение церковных построек из известняка, также известного как белокаменный.
В 1911 году
Успенский собор – одно из важнейших церковных сооружений. Его строительство было начато в 1158 году князем Андреем Боголюбским. Проект, по которому был построен Успенский собор, совпадал с проектом церквей в Киеве и Новгороде, имевшим типичные для крупных церквей того времени черты, такие как купольный свод в центре конструкции. На каменных фасадах можно увидеть несколько горельефов.
Однако происхождение этой квалифицированной работы неясно. В Несторовой летописи упоминается, что мастера происходили «отовсюду», позже имеются также указания на участие в них «немцев», немцев — термин, который в то время часто использовался для обобщения иностранцев. Считается, что художников отправили к Боголюбскому по поручению Фридриха Барбароссы.
Хотя некоторые особенности церквей во Владимире, такие как входы и каменный орнамент, предполагают влияние западного романтизма, основная структура осталась обязанной традиционной архитектуре византийских церквей, которая впоследствии была принята средневековой Россией.
В 1998 году
Успенский собор был построен во времена правления сводного брата Андрея Боголюбского Всеволода III. вскоре перестроен в более крупное и сложное здание. Толчком к этому стал пожар 1185 года, в результате которого значительно пострадал Владимир и Успенский собор.
Когда собор был перестроен между 1185 и 1190 годами, строители разобрали пристроенные галереи, но сохранили первоначальную структуру стен как основу нового собора, даже если они были повреждены пожаром. Интерьер был расширен за счет добавления нефов на севере, западе и юге. Добавленные стены охватывали два этажа, но не достигали полной высоты первоначальной конструкции. По этой причине переоборудованное здание изобретательно сыграло на отношениях между новым и старым.
В 1995 году
Венчали собор четыре боковых помещения, расположенные по диагонали к главному куполу. Трехчастная апсида восточного крыла, которую можно увидеть на цветной фотографии Прокудина-Горского, восстановлена с увеличенной глубиной.
Новые фасады были украшены резными украшениями посередине. Некоторые каменные украшения северной и южной стен были взяты из первоначального собора. Новый Успенский собор в центре Московского Кремля стал витриной возрождения московской архитектуры конца XV века, 1470-х годов.
Детали собора 2009 год
Менее чем через полвека Владимирское княжество было захвачено вторгшимися на Русь монголами. В феврале 1238 года город был окружен, многие его жители были убиты. Тогдашний великий князь и сын Всеволода был убит через несколько дней в финальном сражении с монгольским войском. Когда жена Юрия Агафия и другие члены семьи искали убежища в соборе, монголы прислонили к стенам горящие деревянные балки, задушив всех дымом.
Несмотря на эти судьбоносные события, Успенский собор остался нетронутым. В 1408 году Владимир снова подвергся нашествию монголов, собор был разграблен и поврежден. Тогда двум известным художникам Андрею Рублеву и Даниилу Горному было поручено восстановить интерьер церкви. Сохранившиеся до наших дней фрески Рублева расположены в западной части собора и имеют своей темой Страшный суд. Кроме того, оба художника написали новые иконы для иконостаса. И хотя иконостас был переделан в стиле барокко в конце XVIII века, часть икон Рублева сохранилась и сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.
В 1911 году
С 1785 по 1790 год восточная часть собора ремонтировалась по поручению областной администрации. Трехэтажное здание, построенное в неоклассическом стиле, подверглось критике как «дисгармоничный элемент», расположенный между средневековым Успенским собором и дворцом Всеволода, посвященным Святому Димитрию. Тем не менее, прочное сооружение выстояло и продолжает служить городу. Очень красива колокольня и звучные колокола.
В 1972 году
Во время посещения в 1767 году Екатерине Великой был показан Успенский собор во Владимире. Затем она поддержала ремонтные работы, в том числе создание тщательно продуманной иконной стены, упомянутой выше. Хотя и восстановленные из лучших побуждений, эти работы и работы, проведенные в последующие десятилетия, существенно изменили облик собора.
В 1810 году к северу от собора была построена большая колокольня, а в 1862 году Николай Артлебен спроектировал церковь Святого Георгия в неоготическом стиле, чтобы заполнить пространство между большой колокольней и северным фасадом собора. Эти дополнения создали новую перспективу на северной стороне собора, выходящей на Московскую улицу, главную улицу города. Этот северный ракурс четко воспроизведен на контактном листе Прокудина-Горского, но исходный негатив утерян.
Опытные реставрационные работы 1880-х годов устранили большую часть неточностей и нарушений, возникших в предыдущем столетии, и выявили значительные части фресок Рублёва. Последняя реставрация Успенского собора завершилась в 1980-х годах.
В 1997 году
В 1992 году Успенский собор был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ответственность за этот великолепный культурно-исторический памятник теперь разделяют Владимиро-Суздальский музей-заповедник и Владимирское епископство, для которого Успенский собор является главным собором.
Примечание
В начале 20-го века русский химик и фотограф Сергей Прокудин-Горский разработал сложный процесс цветной фотографии. Его видение фотографии как формы образования и просвещения особенно проявляется в его фотографиях средневековой архитектуры исторических поселений, таких как Углич, Суздаль и Владимир.
Между 1903 и 1916 годами он путешествовал по Российской империи и с помощью своей новой техники сделал более 2000 фотографий, включая три изображения на стеклянной пластине.
В августе 1918 года он покинул Россию со своей коллекцией стеклянных негативов и уехал во Францию. После его смерти в Париже в 1944 году его наследники продали эту коллекцию Библиотеке Конгресса. В начале XXI века библиотека оцифровала коллекцию Прокудина-Горского и сделала ее общедоступной. На многочисленных российских сайтах теперь представлены части этой коллекции.
© ПАСПЕР