В истории России есть русские философы, у которых, кажется, никогда не кончаются идеи. А некоторые из них настолько глубоки, что оказывают долгосрочное влияние на общество. Мы познакомим вас с семью выдающимися русскими философами и мыслителями.
Петр Чаадаев (1794-1856)
Жизнь Чаадаева превратилась в кошмар после публикации его «Первого философского письма» в 1836 году. «Прочитав статью, я нахожу, что ее содержание представляет собой смесь дерзких глупостей, достойную сумасшедшего», — заявил царь Николай I.
Чаадаев был помещен под домашний арест на год и больше не имел права ничего публиковать. Правительство объявило его сумасшедшим из-за его сочинений, в которых он резко критиковал российскую действительность — крепостное право и самодержавие. У него были нетрадиционные взгляды на миссию России, ее будущее и ее культурную самобытность. Чаадаев рассматривал Европу как образец и говорил, что Россия — отсталая страна, отстающая от других. По его мнению, это происходит из-за инертности, безразличия и отсутствия креативности.
Николай Чернышевский (1828-1889)
Чернышевский стал идейным вдохновителем революционной группы «Земля и воля», несогласной с условиями освобождения Александром II крепостных крестьян в 1861 году. Из-за подозрений в связях с революционным подпольем Чернышевский был заключен в тюрьму и назван «врагом номер один для Российской империи». Следствие в отношении него длилось больше года. В это время Чернышевский не терял времени даром и написал свой знаменитый утопический роман «Что делать?». За публикацию Чернышевского приговорили к семи годам каторжных работ в Сибири. Он был освобожден в 1883 году. Он вдохновил несколько поколений русских революционеров, включая Владимира Ленина.
Пётр Кропоткин (1842-1921)
После большевистской революции князь Кропоткин вернулся в Россию после 40 лет изгнания. Он встречался с Александром Керенским и Владимиром Лениным, которые боготворили «дедушку русской революции» и регулярно критиковали их политику.
Ключевое произведение Кропоткина «Завоевание хлеба» является неотъемлемой частью политической анархической литературы. Кропоткин пытался установить тождество анархизма и коммунизма. Он сказал, что анархизм без коммунизма был бы произволом и беззаконием, а коммунизм без анархизма означал бы лишь лишения. Поэтому он пытался построить научный «анархо-коммунизм».
По мнению Кропоткина, революция шла рука об руку с эволюцией и созиданием. Он был сторонником децентрализованного коммунистического общества, свободного от центрального правительства и основанного на самоуправляющихся общинах. Труды Кропоткина указали прямой путь к гуманистическому и справедливому общественному устройству, по которому общество может пойти без «переходных периодов».
Владимир Соловьев (1853-1900)
В 1881 году Россию потрясло убийство императора Александра II. Соловьев осудил преступление, но призвал нового наследника престола проявить милосердие и помиловать убийц. Этот поступок был продиктован глубокой верой Соловьева в необходимость христианского прощения.
В основе его философского учения лежит идея Богочеловечества. Его основная мысль заключается в выводе о единстве человека и Бога. В своем учении Соловьев использовал термин «София» или «мудрость», которая должна была стать душой обновленной веры. По мнению философа, только обновленная церковь и религия могут заполнить идеологический вакуум, образовавшийся в конце XIX века, когда появилось множество радикальных политических теорий и движений. Долгие духовные поиски привели Соловьева к убеждению, что человечество может выжить только благодаря вере в Бога.
Николай Бердяев (1874-1948)
«Большевизм — рационалистическое безумие, мания окончательной регламентации жизни, основанной на иррациональной народной власти», — писал Бердяев. Его обвинили в заговоре, арестовали и посадили в тюрьму. «Я был арестован четыре раза, дважды при старом режиме и дважды при новом, был сослан на север страны на три года, предстал перед судом, грозившим мне вечным поселением в Сибири, был выслан из родины и, вероятно, закончу свою жизнь в ссылке».
Бердяев был видным представителем христианской экзистенциалистской школы философии, которая уделяет особое внимание глубокому исследованию человеческого состояния и состояния мира в христианских рамках. В своей самой известной работе «Русская идея» (1946) Бердяев сформулировал суть этой идеи. Он считал, что в постсоветской России может быть создан более справедливый строй, который сможет выполнить центральную миссию страны — стать объединителем восточной (религиозной) и западной (гуманистической) линий истории.
Константин Циолковский (1857-1935)
Циолковский — один из основателей философского течения «космизм», оказавшего влияние на теологию и физические науки, а также на изобразительное искусство.
С 1903 года Циолковский полностью посвятил себя исследованию космоса. В статье «Исследование космоса реактивными аппаратами» он впервые обосновал, что ракета может стать средством для успешных космических полетов. Ученый также разработал концепцию жидкостного ракетного двигателя. В частности, он определил скорость, необходимую для входа космического аппарата в Солнечную систему («вторая космическая скорость»).
Циолковский занимался многими практическими вопросами космических полетов, которые впоследствии легли в основу советской ракетной техники. Пионер ракетной техники разработал решения, предлагающие варианты управления ракетами, систем охлаждения, конструкций сопел и систем подачи топлива. Его работа вдохновила отца практической космонавтики Сергея Королева и дала импульс развитию советской космической программы.