Замкнутость и розги, зубрежка и холопство — ужасные царские гимназии в дореволюционной России были настоящим адом для учеников. Кроме того, образование было роскошью, которую не каждый мог себе позволить.

«Боже мой! Каким отвратительным все это казалось мне», — так описывал свои первые впечатления от учебы в Казанской гимназии драматург Сергей Аксаков (1791–1859), выходец из старинного дворянского рода.

В своих воспоминаниях Аксаков подробно перечисляет пытки, которым подвергались гимназисты: холод в комнатах, пробуждение по крику петухов, борьба за место у умывальника по утрам, походы на молитву, скудное питание.

Ужасные царские гимназии: почему учиться было сложно и страшно

Александр Пушкин на выпускном экзамене в Царскосельском лицее. Илья Репин

Условия, в которых жили гимназисты, действительно были суровыми, хотя к началу ХХ века они стали гораздо более человечными, чем во времена Аксакова, учившегося в гимназии в 1801 году. И все же, любой гимназист, даже затюканный, мог считать себя привилегированным по сравнению с подавляющим большинством своих сверстников.

Царские гимназии не для всех

Общее обязательное образование было введено в России только после 1917 года при Советской власти. В царское время большая часть населения страны не умела даже читать и писать (первая перепись населения Российской империи 1897 года показала, что две трети населения были неграмотными).

Ужасные царские гимназии: почему учиться было сложно и страшно

Гимназия в г. Данкове, Рязанская губерния, конец 19 — начало 20 вв.

Наиболее известным учебным заведением была семилетняя классическая гимназия, в которой, как правило, учились дети из зажиточных семей — дворянства, зажиточной буржуазии и успешных представителей других сословий (особенно городской интеллигенции). Дети простых людей посещали сельскую или неполную среднюю школу. Обычно учиться в университете можно было только с дипломом средней школы.

РЕКОМЕНДУЕМ: Сценарии для школы

За обучение в гимназиях нужно было платить плату, но это было доступно для состоятельных людей: годовая плата составляла около 25 рублей, что равнялось месячному окладу рабочего.

«Власти установили такую ​​высокую плату за обучение, чтобы затруднить поступление в гимназию людям из бедных семей, родители которых хотели, чтобы их дети жили лучше», — объясняет Алексей Любшин, автор монографии «История Русская школа в царское время».

В 1887 г. правительство выпустило «Циркуляр о детях кухарок», в котором рекомендовалось не принимать в гимназии детей из бедных семей. Власти опасались, что бедные, но образованные люди приведут страну к революции. Эти опасения в конце концов сбудутся.

Железная дисциплина

Для счастливчиков, принятых в царские гимназии, начинались тяжелые времена. В начале 19 века были широко распространены телесные наказания, проступки в младших классах наказывались розгой.

«Розга навсегда останется одной из самых мрачных страниц истории нашей школы», — писал писатель Павел Сасодимский. «Ученики, которым шлепали по заднице, не стали здравомыслящими людьми, из них вышли только пьяницы, развратники и негодяи».

Со временем розги стали использоваться реже, и служебное положение 1864 года в конечном итоге официально объявило их вне закона. Примечательно, что проект этого положения, разосланный учителям, возмутил преподавателей английского и немецкого языков. И тогда, явно проявлялось жестокость европейцев!

Мужская гимназия

Мужская гимназия в Тюмени

Они считали, что телесные наказания нельзя отменять. Таким образом, по гуманистическим методам обучения русская школа опередила европейские страны.

Еще одним популярным наказанием XIX века было «тюремное» заключение: за особо тяжкие преступления, такие как драка или пронос табака в школу, гимназистов запирали в комнате без окон, где они должны были сидеть от пяти до 16 часов.

РЕКОМЕНДУЕМ: Подвижные игры для подростков

Гимназисты должны были носить школьную форму на территории гиназии, и ни при каких обстоятельствах они не должны были унижать «честь формы» даже в свободное время. Еще более строгие правила применялись к ученицам женских гимназий (которые, конечно, были отделены от мужских гимназий).

«Детям и подросткам запрещалось выходить из дома после 20:00, сидеть на скамейках возле магазинов, посещать танцевальные и музыкальные вечера», — говорит доктор исторических наук Валерий Крушинов. Для посещения театра также требовалось разрешение.

Вера в Бога и латынь

Обучение в гимназии основывалось на строгом идеологическом диктате: ученики должны были быть верны царю и религии. Поэтому перед уроком пели гимн «Боже, царя храни!», а одной из тем урока была религия.

«Она преподавался во всех классах и имела не только нравственную, но и идеологическую функцию», — поясняет Крушинов.

С другой стороны, ученики были свободны в выборе веры: царский указ 1829 г. обязывал школы назначать учителя религии в зависимости от вероисповедания учеников. Но зубрежку латыни в гимназиях никто не отнимал.

В гимназиях большое внимание уделялось изучению древних языков — латинского и греческого. И если греческий язык со временем стал факультативным предметом, то латынь, «этот сухой, мертвый язык», по выражению мемуариста Дмитрия Сасова, приходилось учить всем.

Женская гмназия

Выпускницы женской гимназии в Нижнем Новгороде. russiainphoto.ru

Все это принуждение было не очень эффективным. Все гимназисты ненавидели латынь, и чем старше они становились, тем скептично относились к учению Бога.

«Личные воспоминания свидетельствуют, что благочестивых гимназистов в первой половине XIX века было еще много. Однако во второй половине XIX века считалось мужественным пропустить церковные службы или разговеться», — рассказывает Андрей Шевелев в статье «Субкультура петербургских гимназистов».

Царские гимназии не преуспели в воспитании своих учеников. Строгие школьные правила не смогли воспитать из детей верных слуг царя — многие гимназисты и студенты поддержали революционные восстания и мятежи начала 20 века.

© ПАСПЕР: Статьи

Подписывайтесь на наши группы социальных сетях, чтобы первым получать свежие материалы: