Замкнутость и розги, зубрежка и холопство — ужасные царские гимназии в дореволюционной России были настоящим адом для учеников. Кроме того, образование было роскошью, которую не каждый мог себе позволить.
«Боже мой! Каким отвратительным все это казалось мне», — так описывал свои первые впечатления от учебы в Казанской гимназии драматург Сергей Аксаков (1791–1859), выходец из старинного дворянского рода.
В своих воспоминаниях Аксаков подробно перечисляет пытки, которым подвергались гимназисты: холод в комнатах, пробуждение по крику петухов, борьба за место у умывальника по утрам, походы на молитву, скудное питание.
Условия, в которых жили гимназисты, действительно были суровыми, хотя к началу ХХ века они стали гораздо более человечными, чем во времена Аксакова, учившегося в гимназии в 1801 году. И все же, любой гимназист, даже затюканный, мог считать себя привилегированным по сравнению с подавляющим большинством своих сверстников.
Царские гимназии не для всех
Общее обязательное образование было введено в России только после 1917 года при Советской власти. В царское время большая часть населения страны не умела даже читать и писать (первая перепись населения Российской империи 1897 года показала, что две трети населения были неграмотными).
Наиболее известным учебным заведением была семилетняя классическая гимназия, в которой, как правило, учились дети из зажиточных семей — дворянства, зажиточной буржуазии и успешных представителей других сословий (особенно городской интеллигенции). Дети простых людей посещали сельскую или неполную среднюю школу. Обычно учиться в университете можно было только с дипломом средней школы.
РЕКОМЕНДУЕМ: Сценарии для школы
За обучение в гимназиях нужно было платить плату, но это было доступно для состоятельных людей: годовая плата составляла около 25 рублей, что равнялось месячному окладу рабочего.
«Власти установили такую высокую плату за обучение, чтобы затруднить поступление в гимназию людям из бедных семей, родители которых хотели, чтобы их дети жили лучше», — объясняет Алексей Любшин, автор монографии «История Русская школа в царское время».
В 1887 г. правительство выпустило «Циркуляр о детях кухарок», в котором рекомендовалось не принимать в гимназии детей из бедных семей. Власти опасались, что бедные, но образованные люди приведут страну к революции. Эти опасения в конце концов сбудутся.
Железная дисциплина
Для счастливчиков, принятых в царские гимназии, начинались тяжелые времена. В начале 19 века были широко распространены телесные наказания, проступки в младших классах наказывались розгой.
«Розга навсегда останется одной из самых мрачных страниц истории нашей школы», — писал писатель Павел Сасодимский. «Ученики, которым шлепали по заднице, не стали здравомыслящими людьми, из них вышли только пьяницы, развратники и негодяи».
Со временем розги стали использоваться реже, и служебное положение 1864 года в конечном итоге официально объявило их вне закона. Примечательно, что проект этого положения, разосланный учителям, возмутил преподавателей английского и немецкого языков. И тогда, явно проявлялось жестокость европейцев!
Они считали, что телесные наказания нельзя отменять. Таким образом, по гуманистическим методам обучения русская школа опередила европейские страны.
Еще одним популярным наказанием XIX века было «тюремное» заключение: за особо тяжкие преступления, такие как драка или пронос табака в школу, гимназистов запирали в комнате без окон, где они должны были сидеть от пяти до 16 часов.
РЕКОМЕНДУЕМ: Подвижные игры для подростков
Гимназисты должны были носить школьную форму на территории гиназии, и ни при каких обстоятельствах они не должны были унижать «честь формы» даже в свободное время. Еще более строгие правила применялись к ученицам женских гимназий (которые, конечно, были отделены от мужских гимназий).
«Детям и подросткам запрещалось выходить из дома после 20:00, сидеть на скамейках возле магазинов, посещать танцевальные и музыкальные вечера», — говорит доктор исторических наук Валерий Крушинов. Для посещения театра также требовалось разрешение.
Вера в Бога и латынь
Обучение в гимназии основывалось на строгом идеологическом диктате: ученики должны были быть верны царю и религии. Поэтому перед уроком пели гимн «Боже, царя храни!», а одной из тем урока была религия.
«Она преподавался во всех классах и имела не только нравственную, но и идеологическую функцию», — поясняет Крушинов.
С другой стороны, ученики были свободны в выборе веры: царский указ 1829 г. обязывал школы назначать учителя религии в зависимости от вероисповедания учеников. Но зубрежку латыни в гимназиях никто не отнимал.
В гимназиях большое внимание уделялось изучению древних языков — латинского и греческого. И если греческий язык со временем стал факультативным предметом, то латынь, «этот сухой, мертвый язык», по выражению мемуариста Дмитрия Сасова, приходилось учить всем.
Все это принуждение было не очень эффективным. Все гимназисты ненавидели латынь, и чем старше они становились, тем скептично относились к учению Бога.
«Личные воспоминания свидетельствуют, что благочестивых гимназистов в первой половине XIX века было еще много. Однако во второй половине XIX века считалось мужественным пропустить церковные службы или разговеться», — рассказывает Андрей Шевелев в статье «Субкультура петербургских гимназистов».
Царские гимназии не преуспели в воспитании своих учеников. Строгие школьные правила не смогли воспитать из детей верных слуг царя — многие гимназисты и студенты поддержали революционные восстания и мятежи начала 20 века.
© ПАСПЕР: Статьи
Подписывайтесь на наши группы социальных сетях, чтобы первым получать свежие материалы:
- Наша группа ОДНОКЛАССНИКИ
- Наша группа ВКОНТАКТЕ