Эти священные места русской мифологии предлагают переплыть горящую реку, сразиться с драконом, найти русскую Атлантиду — все эти приключения вышли из преданий. Нам осталось только выяснить названия священных мест и вперед, навстречу сказочно удивительной культуре древней Руси.

Город Китеж

Священные места русской мифологии

«Город Китеж» Константина Горбатова, 1913 год, всеобщее достояние

Легенда:

Этот священный город не могут увидеть люди. Только в безветренную погоду человек с чистой душой и духовно сильный может услышать колокольный звон и пение людей у глади озера Светлояр в Нижегородской области.

Легенда о Китеже гласит, что город был построен святым князем Юрием (Георгием) II Владимирским в XII веке. «Со стенами белокаменными, златоглавыми церквями, священными монастырями, княжескими устроенными теремами, боярскими палатами каменными и домами из древней не гниющей сосны», — писал Павел Мельников-Печерский, русский писатель 19 века.

РЕКОМЕНДУЕМ: Где можно встретить лешего сегодня?

Говорят, что когда Батый-хан вторгся в средневековую Русь, он хотел взять Китеж, «сжечь город, убить и поработить его мужчин, а его жен и дочерей взять в наложницы». Когда войско Батыя подошло к Китежу, у города не было ни укреплений, ни даже городских стен. Но горожане от всего сердца молились, и воды озера поднялись, скрывая Китеж от врага и от всего мира. С тех пор только правоверные христиане могут видеть отражение города в водах озера Светлояр, которое по легенде также известно как «русская Атлантида».

Объяснение:

Это предание не очень старое – вероятно, его придумали в XVII веке старообрядцы, приехавшие в Светлояр из разных регионов, чтобы избежать преследований со стороны реформатских властей Русской православной церкви. В Светлояре селяне отмечали языческие праздники, которые старообрядцы считали греховными и нечестивыми. Поэтому они создали эту легенду о священном городе Китеже, который лежит на дне озера, чтобы жители не могли совершать там свои языческие обряды.

Лукоморье

Священные места русской мифологии

Обложка книги «Сказки Пушкина» в иллюстрациях Ивана Билибина, 1906 год, всеобщее достояние

Легенда:

Лукоморье означает край света. Русский лингвист и этнограф Федор Буслаев писал, что Лукоморье — священное место на краю мироздания, где стоит мировое древо или ось мира. Его корни находятся в подземном мире, его ветви касаются неба, а боги спускаются и восходят по дереву.

Объяснение:

Лукоморье стало чрезвычайно популярным благодаря завораживающим строкам Александра Пушкина в сказочной поэме «Руслан и Людмила». На ранних европейских картах название Лукоморье закрепилось за Обским лоном, большим заливом Северного Ледовитого океана. Однако в русских летописях и в древнерусской литературе название Лукоморье относится к южным землям у Азовского и Черного морей — для средневековых русских это действительно был край света.

Тридевятое царство

Священные места русской мифологии

Сказки Пушкина в иллюстрациях Ивана Билибина, всеобщее достояние

Предание:

Многие русские народные сказки начинаются словами «Давным-давно, в тридевятом царстве, в тринадцатом государстве…». Это традиционное начало обычно просто означает где-то очень далеко. Когда герой народной сказки путешествует очень далеко, в сказках говорится, что он пересекает от трех до девяти стран. Однако, как писал фольклорист Владимир Пропп, тридевятое царство было загробным миром славян и одновременно землей изобилия.

Там растут яблоки молодости, есть источники живой и мертвой воды, живут мифические змеи и птицы. Иногда королевство находится под землей, но может быть и на горе или под водой. В три-девятом царстве герой может пополнить свои запасы или обрести сверхъестественные способности. Царство отделено от внешнего мира сильным физическим барьером, таким как бездна, темный лес или бескрайнее море.

Объяснение:

Лингвисты и филологи считают, что идея трех девятых царств проистекает из славянской веры в жизнь после смерти, которая очень близка скандинавским мифам о Вальгалле, земле, где герои живут вечно после того, как были убиты в бою и славно пали. . Путешествие в три девятых царства и возвращение к жизни, наделенной сверхъестественными способностями, также напоминает нам миф об Орфее, посетившем подземное царство в поисках своей возлюбленной.

Кстати, три-девять — не славянское число — старая русская математика использовала другие обозначения этого сказочного места. Тридевятое царство, как и тридесятое государство, — это всего лишь неологизм, означающий «очень далеко».

© ПАСПЕР: Хороший отдых

Подписывайтесь на наши группы социальных сетях, чтобы первым получать свежие материалы: