Широко распространено мнение, что в послереволюционной России мода не была проблемой. Худший террор, голод, война: как можно говорить о моде? Можно подумать. Но, как ни странно, 1920-е годы — одна из самых модных эпох в истории Советского Союза.
Условия развития моды этого времени были продиктованы революцией и новой, более аскетической идеологией. Символом новой эпохи стали так называемые «кошанки» — кожаные куртки царской армии. Первоначально предназначавшиеся для военно-воздушных сил в Первой мировой войне, впоследствии они превратились в один из символов «ЧК». Повсеместны были тогда и красные платки, которые повязывались не под подбородком традиционным способом, а на затылке. Это должно было символизировать освобождение женщин от «империалистического гнета».
Одновременно велась работа по созданию «одежды будущего», которая бы соответствовала функциональности и соответствующему духу коммунизма. Одной из целей советского дизайна 1920-х годов было создание «промышленного костюма». Художники соревновались в создании самых невозможных моделей униформы для хирургов, летчиков, пожарных, строителей и продавцов.
Густав Клюцис, один из первых пользователей политического фотомонтажа, создал шахтерский костюм с налобным фонарем на каске и сигнальным ремнем со сложной функцией управления. Сырьем для первых моделей советского костюма служили простой лен, крапива, бязь, сукно, бобр, окунь и грубая шерсть.
Геометрические формы, модные в то время среди художников, постепенно перетекли в мир моды. Большим спросом пользовались супрематические орнаменты на свитерах и шарфах или модные шелковые платья Надежды Ламановой в этом стиле. В элементах кроя учтены строение модели, конструкция застежек и карманов. Этот подход был чем-то похож на подход современных модельеров-минималистов.
Полное отсутствие украшений, акцент на форму и функциональность – все эти элементы теперь можно встретить в более новой форме в коллекциях Jil Sander и Stella McCartney. Идеи оказались прогрессивными и жизнеспособными.
Акцент на геометрические орнаменты возник с легкой руки конструктивистов, начиная с 1924 года. Художницы Любовь Попова и Варвара Степанова создавали на «Первой государственной текстильной фабрике» в Москве модели авангардных тканей, которые производились и продавались и сегодня соответствуют. к новаторским достижениям промышленных образцов можно отнести.
Спустя много лет на подиумах всего мира появились геометрические формы и ткани, такие как культовое платье-трапеция Ива Сен-Лорана, созданное русскими конструктивистами в 1920-х годах.
Подход к проектированию также был новаторским. Ведущее место в серии занял дизайн и концепция коллекции: дизайн был реализацией самого художественного поиска, а не рисунка готовой модели. Лишь позже этот процесс начали использовать и другие, но, возможно, совершенно независимо, например Кристиан Диор, Ив Сен-Лоран и другие.
В это же время был создан первый советский журнал мод под названием «Ателье». В статье редакция обозначила главную цель и связанные с ней задачи: «Активное и неутомимое стремление к открытию творчески прекрасного, того, что заслуживает наибольшего внимания в материальном искусстве».
О масштабности идеи можно судить лишь по списку имен великих художников, согласившихся сотрудничать с журналом: Юрия Анненкова, Бориса Кустодиева, Кузьмы Петрова-Водкина, скульптора Веры Мухиной, поэтессы Анны Ахматовой и многих других.
Помимо великолепных иллюстраций и самых передовых конструктивистских моделей, журнал предлагал обзор последних тенденций европейской моды. Однако здесь советская система обнаружила «остатки капитализма», и поэтому первый номер журнала мод остался для нее единственным.
© ПАСПЕР