Многих современников интересует: Каким был секс в средневековой России, как действовало приворотное зелье и как относились к супружеской измене русские до Петра Великого? Каково было ваше отношение к абортам? И разрешалось ли женщинам проявлять свою сексуальность? Предлагаем современный исследовательский взгляд на половую мораль в средневековой России.
Исторические источники не содержат много свидетельств сексуальной жизни русских до 18 века, в основном потому, что Православная церковь считала такую информацию непристойной. Поэтому историкам приходится кропотливо собирать данные из самых разных источников.
Историк Наталья Пушкарева, ведущий специалист в этой области, цитирует «Повесть о семи мудрецах» — цикл нравоучительных сказок еврейского происхождения, появившихся в России XVII века в польской обработке: «О, мой милый, сделай это чего ты хочешь, чего ты стыдишься?» И она показала свои груди, показала их и сказала: «Смотри, смотри и люби мое прекрасное тело!»
Что такое приворотное зелье и кто его применял
Приворотное зелье — это средство, с помощью которого предполагается вызвать у человека сильное влечение или любовь к другому человеку. В фольклоре и магических традициях различных культур приворотные зелья часто ассоциируются с колдовством и оккультизмом. Они могут включать в себя разнообразные ингредиенты, такие как травы, коренья, минералы, и иногда используются с заговором или магической ритуалой.
В старину приворотные зелья использовали как мужчины, так и женщины, в основном в контексте любовных или брачных отношений. Часто такие зелья изготавливались знахарями или ведунами, которые обладали знаниями о травах и магических ритуалах. Считалось, что использование приворотного зелья может помочь в решении любовных неурядиц или укреплении отношений.
Современные практики, связанные с приворотными зельями, могут сохранять некие элементы фольклора и магии, хотя часто они адаптированы под современные реалии и могут приниматься более легкомысленно. В настоящее время приворотные зелья иногда используются в рамках различных оккультных или эзотерических учений, а также как часть практик самопомощи или психологии.
Важно отметить, что многие культурные и этические нормы осуждают вмешательство в чувства и волю другого человека через подобные практики, что зачастую делает приворотные зелья темой для обсуждений о морали и последствиях.
Что церковь имела против таких похотливых описаний?
В России до 17./18. В 19 веке не было профессиональной медицинской помощи, и проблемы со здоровьем, затрагивающие репродуктивные органы, могли привести к летальному исходу. В то же время детская смертность была очень высокой. По этим причинам церковь, которая была основным моральным авторитетом, пыталась одновременно поощрять деторождение и ограничивать половую жизнь вне брака.
Аборты и воздержание
Исторические записи церковных покаянных практик являются важным источником, когда речь идет о контроле над рождаемостью в России до 18 века. Наталья Пушкарева пишет, что было большое количество информации о епитимье, налагаемом на женщин. Эти женщины были беременны, но не хотели рожать.
Аборт приравнивался к детоубийству. Аборт плода должен был наказываться пятью годами раскаяния и поста, аборт на более поздней стадии, когда нерожденный ребенок уже имел «человеческие черты» в семь лет, а убийство новорожденного — в 15 лет. Как часто практиковался этот вид покаяния? Мы не можем сказать наверняка.
Однако использование травяных противозачаточных средств также было осуждено. Записи 1656 года показывают, что Церковь предписывала семилетнюю епитимию и пост для контрацепции — точно так же, как аборт ребенка с «человеческими чертами».
Как вы относились к теме секса? Обычно его допускали только в браке и только в определенные дни.
Секс был «запрещен» в течение четырех православных постов: 50 дней весной, от 8 до 42 дней летом, 13 дней в августе и около 40 дней зимой. Кроме того, запрещался секс по средам, пятницам, субботам и воскресеньям и во все церковные праздники.
Так что вряд ли было 50 дней в году для близости. Однако на этом вряд ли кто-то остановился.
Ангельская красота
Вплоть до XVII века церковь запрещала вообще упоминать о сексуальности. Нагота также не одобрялась. Знатные женщины проводили свою жизнь в деревянных дворцах под охраной и присмотром своих слуг. Супружеская верность была обязательной.
Это вынужденное сдерживание просто не могло длиться долго. В ту же эпоху литература демонстрирует расслабление в отношении темы секса. В XVII веке «Повесть о Петре и золотых ключиках » — текст французского происхождения, переведенный с польского, — стала популярной среди образованных русских граждан, менее послушных церковным нравам.
История рассказывает о мужчине, который заставил женщину сбежать из дома ее детства, чтобы заняться с ней сексом. Чтобы избавиться от своих грехов, обоим пришлось годами беспокойно скитаться, молясь и совершая покаяние.
Но в рассказе также есть описание сексуальной сцены: «Он любил ее белое и светлое лицо, ее розовые губы… и он не мог удержаться, расстегнув платье на ее груди и желая увидеть больше ее белого тела… …И ангельская красота показала себя».
Другие источники показывают, что половая жизнь русских в XVII веке была очень активной, несмотря на тактику церкви, вопреки всему. В 1641 году царская охранка расследовала дело Дарьи Ломакиной, «ведьмы», варившей приворотные зелья.
Адам Олеарий (1599-1671), немецкий путешественник и дипломат в России, сообщал в своих трудах, что в XVII веке многие москвички готовили снадобья, повышающие сексуальную потенцию их мужей.
В этом же веке появилась и народная магия для повышения потенции. Судя по всему, крестьянки тоже хотели сексуально дееспособных мужчин. «История семи мудрых мастеров » , описывающая женщину, соблазняющую мужчину на половой акт, также датируется 17 веком.
Эти различные рассказы напоминают нам о том, что в России конца 17 века, незадолго до царствования Петра Великого, было необходимо сексуальное освобождение. Петр основательно модернизировал страну и ограничил влияние церкви на русскую жизнь.
С появлением многих европейских обычаев даже любовь к продажам проникла в некоторые крупные города. А для знати, по крайней мере, более свободное европейское отношение к любви и сексу заменило ортодоксальное благочестие и сдержанность. Для русских же крестьян до сексуальной революции было еще очень и очень далеко.
- Все правители России вкратце (часть 2): династия Романовых
- Все правители России (часть 3): от Ленина до Путина
- Кровавая борьба за власть в истории России
© ПАСПЕР
История | Бесплатный сценарий праздника на год
Подписывайтесь на наши группы социальных сетях, чтобы первым получать уникальные свежие материалы:
- Наша группа ОДНОКЛАССНИКИ
- Наша группа ВКОНТАКТЕ