По убеждению искусствоведов, эти четыре русские женщины сформировали историю искусства, внеся свою лепту в творчество Пикассо, Дали, Матисса и Делоне. Рядом со всеми четырьмя великими художниками были сильные русские женщины, некоторые из которых оказали решающее влияние на дело их жизни.
1. Ольга Хохлова
Хохлова приехала в Париж в 1917 году как балерина. На один из их показов в то время в качестве художника по декорациям и костюмам был нанят некий Пабло Пикассо. Они встретились, и Пикассо, которому тогда было 35 лет, сразу же влюбился в рыжеволосую русскую красавицу. Он потратил почти целый год, пытаясь убедить ее. Молодая пара поженилась в июле 1918 года. Мать Пикассо, которая изначально была против отношений с неиспанкой, тоже была убеждена: художник подарил ей портрет Хохловой с традиционной испанской вуалью.
Первые годы брака характеризовались счастьем и стабильностью. Благодаря свадьбе Пикассо наконец поднялись на высшие слои парижского общества, что нравилось и художнику, и его жене. Их сын Пауло родился в 1921 году. Пикассо создал множество картин с изображением своих близких, в основном изображая ее сидящей и читающей, идеализируя ее невиновность. Акцент был сделан главным образом на ее глазах и идеальном носе.
Позже Хохлова заболела, и отношения испортились. В 1927 году у Пикассо завязался роман с 17-летней Мари-Терез Вальтер, а семь лет спустя художник и Хохлова окончательно расстались.
2. Гала Дали
Как и ее муж Сальвадор, Гала Дали (урожденная Елена Ивановна Дьяконова) была фигурой загадочной. Хотя в историю искусства она вошла прежде всего как муза, Гала была независимой, равноправной женщиной, которая по большей части действовала вне центра внимания.
О ее биографии до встречи с Дали известно относительно мало. Достоверно известно, что она родилась в Казани около 1894 года и выросла в Москве. Позже она вышла замуж за поэта-сюрреалиста Поля Элюара. Рядом с ним в 1929 году она встретила Сальвадора Дали, который в то время был еще относительно неизвестен. Она влюбилась в испанца, который был на десять лет младше ее, покинула Элюара и переехала в родной город Дали, Кадакес, чтобы быть ближе к нему. Через пять лет они поженились.
Женственность Галы стала важным мотивом для знаменитого художника, и он изображал ее то как Мадонну, то как загадку, то как эротический символ.
Однако из-за боязни Сальвадора к прикосновениям в отношениях было мало физической близости, Гала ласково называла его «мой маленький сын».
Тем не менее, они оба нуждались друг в друге. Гала упорно боролась за продвижение работ мужа, а творческая связь между ними была настолько глубокой, что Сальвадор иногда подписывал свои картины «Гала Сальвадор Дали», чтобы намекнуть на полное единство пары.
3. Лидия Делекторская
Платонические отношения Анри Матисса с сибирячкой Лидией Делекторской были историей двух ранимых людей, которые не могли жить друг без друга. Без Лидии художник вряд ли смог бы столь продуктивно проработать последние два десятилетия своей жизни.
Делекторская родилась в Томске в 1910 году и осталась сиротой в 1922 году, когда умерли оба родителя. Позже она эмигрировала в Ниццу, Франция, где зарабатывала на жизнь танцовщицей и моделью.
Так она попала в поле зрения знаменитого художника Анри Матисса, который нанял Лидию ассистенткой для своего шедевра «Танец». Первоначально ей было поручено присматривать за больной женой Матисса Амели. Позже она стала его менеджером и с тех пор взяла на себя организацию студии, координацию моделей и организацию выставок. В биографии Делекторской британская журналистка Хилари Сперлинг позже написала: «Она могла бы возглавить армию. Все работало как часы».
В картине «Большая лежащая обнаженная» (Розовая обнаженная), законченной в 1935 году, Делекторская тогда сама стала моделью. Матисс был настолько впечатлен ее телом, что следующие четыре года писал только ее.
Жена Матисса Амели попыталась выгнать Делекторскую, после чего россиянка попыталась покончить с собой. После того, как Амели и Матисс расстались, пара воссоединилась в 1939 году.
4. Соня Делоне
Последняя муза в нашем списке уже сама была признанной художницей, когда встретила своего будущего мужа Роберта Делоне в 1909 году. Даже после свадьбы она продолжала успешно заниматься артистической карьерой.
Соня родилась в 1885 году и провела детство у богатого дяди в Санкт-Петербурге. Ее привилегированное образование позволило ей изучать искусство в Карлсруэ и Париже. Во французской столице она также познакомилась с Робером Делоне. Пара поженилась в 1910 году.
Когда в следующем году у них родился сын Чарльз, она сшила для ребенка одеяло в традиционном украинском стиле. Позже она рассказала, что это одеяло побудило ее обратиться к кубизму. Смесь кубизма и неоимпрессионизма, известная как «симультанизм», стала типичной для пары и показала, как на цветовой эффект могут влиять исключительно окружающие их цвета. Примерами таких работ являются «Электрические призмы» (Соня Делоне, 1914) и «Круговая форма» (Робер Делоне, 1913).
С тех пор Соня считала, что каждая часть ее жизни заслуживает такого же энтузиазма. Она объяснила, что «цвет — это кожа мира», и квартира пары стала экспериментальным пространством, где Соня пробовала контрастные цвета со стенами, мебелью и одеждой. Результаты были представлены в танго-клубе Bal Bullier . После Первой мировой войны в квартире регулярно собирались авангардисты со всего мира.
В 1920-е годы Соня работала преимущественно модельером и открыла собственное ателье моды. Однако после смерти мужа в 1941 году она вернулась к живописи.
Особую честь она удостоилась в 1964 году, когда стала первой женщиной, устроившей собственную выставку в знаменитом Лувре.
Читать далее: Правители России (часть 1): династия Рюриковичей
© ПАСПЕР