Многие российские заводы работали при царях, затем при коммунистах и ​​продолжают работать при Путине. ПАСПЕР представляет пять успешных предприятий.

Российская империя не была промышленно развитой страной. В 1913 году в городах проживало лишь 15 процентов населения. Только в советское время страна смогла догнать ведущие индустриальные страны. По оценкам некоторых историков, в период с 1928 по 1941 год было открыто около 9000 фабрик. Однако это не значит, что до революции не было великих произведений. Некоторые из них пережили буржуазную Февральскую и Великую Октябрьскую Социалистическую революции, две мировые войны, национализацию и приватизацию и по сей день успешно производят шоколад, технику, корабли и боеприпасы.

1. Пороховой завод в Казани

Старейшим предприятием в этом списке является Казанский пороховой завод. Он был построен при Екатерине Великой в ​​1788 году. В то время здесь производили порох для ружей и пушек. Со временем завод расширился. К началу XIX века здесь производилось почти 500 тонн пороха. Вокруг заводских цехов выросли целые кварталы. Они даже построили «Пороховую мечеть».

Пороховой завод

Каменная арка, получившая название «Красные ворота», была возведена в 1887 году в ознаменование 100-летия Казанского порохового завода и ныне считается символом предприятия. Фото: wikipedia.org

«Завод и его обширная слобода живут совершенно изолированно от остального населения города Казани», — писал краевед Николай Загорскин в 1895 году. Эту тихую и «изолированную» жизнь оборвала трагедия 1917 года. Пожар, вызванный окурком, уничтожил огромную фабрику. Сгорело около миллиона единиц боеприпасов и сотни зданий.

Советы восстановили завод. Во время Великой Отечественной войны здесь производились боеприпасы для знаменитой реактивной системы залпового огня «Катюша». Сегодня завод продолжает выпускать порох для стрелкового оружия и армии.

2. Кировский завод в Санкт-Петербурге

Кировский завод

Кировский завод в Санкт-Петербурге работал и выпускал танки даже во время блокады Ленинграда немецкими войсками в 1941–1944 годах. Фото: Лори/Legion-Media

Это петербургское произведение было создано в 1801 году, но известность приобрело лишь на рубеже следующего столетия. В то время он назывался «Путиловский», по имени владельца. Компания производила локомотивы, вагоны, станки, снаряды и артиллерийские башни для кораблей. Это был крупнейший металлургический и машиностроительный центр Российской империи.

Заводские цеха также известны своими политически активными рабочими. Стачка на Путиловском заводе стала искрой, из которой разгорелся пожар первой неудавшейся революции. В 1917 году многие рабочие Путиловского совхоза вступили в Красную Армию большевиков, после того, как состоялась Великая Октябрьская Социалистическая революция.

В СССР предприятие было переименовано в честь советского политика Кирова. Завод работал даже во время блокады Ленинграда немецкими войсками с 1941 по 1944 год. 2500 рабочих погибли от голода, но Кировский завод продолжал производить и ремонтировать танки, в том числе знаменитый КВ-1, на протяжении всей войны. Кировский завод больше не выполняет военные задачи, он теперь производит сельскохозяйственную технику.

3. Бабаевская кондитерская фабрика

Русские заводы царской эпохи дожившие до нынешнего времени

Кондитерская фабрика «Бабаевский» расположена в бывшей усадьбе династии Абрикосовых на Красносельской улице в Москве. В начале XIX века здесь производили сладости из фруктов.

За 212 лет своей истории это московское предприятие из небольшого индивидуального предприятия бывшего крепостного превратилось в гигантский промышленный комплекс. В начале XIX века один фермер открыл небольшую мастерскую по производству сладостей из фруктов. Его потомки превратили небольшое предприятие в фабрику и в 1899 году начали поставлять продукцию царскому двору. До 1922 года предприятие называлось «А.И. Абрикосов и сыновья». Фабрика действовала и в советское время, и продолжает действовать по сей день. Даже в простых продуктовых магазинах продается шоколад марки «Бабаевский». Есть идеи для сувенира из России?

4. Автомобильный завод ЗИЛ

Русские заводы царской эпохи

Фото: Валентин Соболев/ТАСС

Знаменитые в советские времена грузовики ЗИЛ (Завод имени Лихачева) сегодня уже не производятся. До сих пор выпускаются только седаны этой марки. Им пользовались не только главы советских государств, на автомобиле этой марки ездит и Владимир Путин на официальные мероприятия.

Строительство этого автозавода началось в 1916 году, но революция помешала его завершению. В течение нескольких лет здесь по лицензии производились иномарки. Первый грузовик завод выпустил в 1924 году. После этого производство росло в геометрической прогрессии. Во время Второй мировой войны грузовики завода (тогда известные как ЗИС — Завод имнени Сталина) были вторыми по популярности грузовиками в Красной Армии. ЗИС также производила лимузины. Однако после распада СССР завод утратил свое значение и теперь фактически мертв. Территорию бывшего завода планируется переоборудовать под офисы и квартиры. Только заводской цех № 6 сохранился до сих пор — здесь по заказу продолжают собирать классические лимузины ЗИЛ.

5. Балтийский завод в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург

В 2016 году в Санкт-Петербурге состоялось крещение крупнейшего в мире атомного ледокола «Арктика». Фото: Святослав Акимов/РИА Новости

Этот судостроительный комплекс, основанный в 1856 году в Санкт-Петербурге, на протяжении ста лет был пионером и остается таковым по сей день. В 1903 году Балтийский завод построил первую русскую боевую подводную лодку. В 2016 году было завершено строительство крупнейшего в мире атомного ледокола «Арктика». На верфях Балтийского завода также строятся суда на экспорт, например, танкеры для Германии и фрегаты для Индии.

Это далеко не все русские заводы царской эпохи дожившие до нынешнего времени, наша редакция продолжит рассказ о предприятиях-долгожителях росссийской экономики.

© ПАСПЕР