Отличное сценическое освещение фокусирует внимание на объекте, будь то актер, певец, оратор, бизнес-лидер или какой-либо другой докладчик. Когда люди выходят на сцену, они хотят, чтобы их сообщение было донесено как можно яснее. Освещение может усилить то, что происходит на сцене, независимо от того, где стоит объект или как он позиционирует свое тело.
Если вы учтете различные направления на сцене и положения тела по отношению к освещению, вы сможете помочь выступающему более эффективно доносить концепции и команды до аудитории.
Сценическая режиссура
Актеры могут выбирать различные направления на сцене. Обычно эти сценические действия диктуются в тексте пьесы или выбираются режиссером. Актер также может импровизировать свои движения в определенных ситуациях. Устоявшиеся термины, описывающие типичные места и направления на сцене, держат всех участников постановки на одной странице.
Важно учитывать каждую сценическую ремарку в отношении освещения, даже если ваш объект не обязательно актер. Вы должны предвидеть, что ваши исполнители и ведущие будут следовать любой сценической ремарке, и освещение должно будет держать их видимыми для зрителей. Сценические ремарки могут включать:
- Downstage и upstage: Downstage, сокращенно DS, — это часть сцены, ближайшая к зрителям. Когда актеры выходят на downstage, они движутся к зрителям или стоят в передней части сцены. Upstage, часто сокращенно US, относится к части сцены, наиболее удаленной от зрителей. Когда актеры выходят на upstage, они либо движутся к задней части сцены, либо стоят в ней.
- Правая сторона сцены: правая сторона сцены, или SR, — это правая сторона сцены для актера, стоящего лицом к зрителям. С точки зрения зрителей правая сторона сцены относится к части сцены слева. Правая сторона сцены описывает актера, движущегося к правой стороне или стоящего с точки зрения актера. Когда этот термин сочетается с направлением вниз по сцене или вверх по сцене, вы можете лучше понять точный путь актера. DSR может указывать на актера, находящегося справа внизу сцены, в то время как USR будет означать, что человек находится справа вверху сцены.
- Сцена слева: Сцена слева, или SL, — это левая сторона сцены с точки зрения актера, стоящего лицом к зрителям. Термин описывает актера, движущегося к этой самой левой части сцены или стоящего на ней. Однако с точки зрения зрителей актер будет двигаться или стоять на самой правой стороне сцены вместо этого. Сцена слева — это направленный термин, часто сочетаемый с терминами downstage или upstage, чтобы указать на движение актера. DSL описывает актера как downstage left, а USL означает, что актер находится на сцене слева.
- На сцене и за сценой: На сцене описывает часть сцены, которая находится в поле зрения зрителей. Этот термин направления обычно используется, когда актер движется к центру сцены или стоит в нем. За сценой — это термин направления, который описывает актера, движущегося от центра сцены и выходящего из поля зрения зрителей. Это направление сцены может быть далее определено как за сценой слева или за сценой справа, в зависимости от того, с какой стороны сцены выходит актер.
- House right и left: направления к дому описываются с точки зрения зрителей, стоящих лицом к сцене. House right — это правая сторона зрительного зала. Зрители также могут использовать front house right и rear house right, чтобы более четко определить различные местоположения зрительного зала. Поскольку дом определяется с точки зрения зрителей, house left относится к левой стороне зрительного зала, если смотреть на сцену. Термины front house left и front house right помогают точнее обозначить различные местоположения зрительской зоны.
Позиции тела на сцене
Помимо различных направлений, в которых актер может двигаться по сцене, на освещение также влияет то, как он располагается по отношению к зрителям. Каждое положение тела имеет свое название. Лицом к кулисам, прямо к зрителям, а затем постепенно поворачиваясь по часовой стрелке, пока вы снова не окажетесь лицом к зрителям, вы получите следующие положения:
- Полный фронт
- 1/4 справа
- Профиль справа
- 3/4 справа
- Полный защитник
- 3/4 слева
- Профиль слева
- 1/4 слева
Освещение и расположение на сцене часто влияют друг на друга, поэтому важно понимать, как освещение может влиять на объект съемки, когда он находится в разных положениях тела.
Полный фронт
Полный фронт — когда актер смотрит прямо вперед к зрителям. В театральных и художественных шоу это положение тела обычно используется для важных моментов или произнесения монологов и реплик. Пасторы, ораторы и руководители предприятий также могут использовать это положение тела для произнесения речей и презентаций на подиуме, расположенном в центре сцены.
Одна четверть
Чтобы достичь позиции 1/4 вправо или 1/4 влево, тело должно быть повернуто на четверть от зрителей. Объект будет располагаться под углом 45 градусов от полной передней позиции. Когда два актера делят сцену или два оратора спорят, они обычно принимают эту позицию. Положение тела в 1/4 позволяет зрителям легко видеть и понимать, что происходит на сцене, пока два объекта общаются.
Позиция 1/4 обычно используется, когда на сцене находится более одного человека. Она не только кажется более естественной, чем позиция спереди, когда исполнители должны разговаривать друг с другом, но и позволяет зрителям слушать и участвовать при необходимости.
Профиль
Актер в профильной позиции будет стоять лицом к левой или правой стороне сцены. Два актера могут использовать профильные позиции, чтобы встретиться друг с другом напрямую, с одной ногой на авансцене, а другой наверху.
Артист в этой позиции обычно стоит спиной к части аудитории, что затрудняет для некоторых зрителей просмотр происходящего на сцене. Например, актер в позиции профиля слева поворачивается спиной к сцене справа, поэтому любому, кто сидит в крайней левой части зала, будет сложно понять сцену. В результате позиция профиля обычно сохраняется для напряженных сцен, которые передают ссору, обвинение или роман.
Три четверти
Положения тела 3/4 слева и 3/4 справа возникают, когда объект отворачивается от зрителей под углом. Зрители будут видеть три четверти спины актера и только одну четверть его лица.
Эта позиция обычно используется, чтобы переключить внимание аудитории на другого актера или оратора в глубине сцены. Исполнитель, который выходит на сцену, обычно занимает позицию спереди или в 1/4, в то время как все остальные поворачиваются, чтобы отвлечь внимание от себя.
Полный защитник
Актер стоит спиной к публике, повернувшись на 180 градусов. Положение спиной к зрителям используется только в исключительных случаях. Диалоги не рекомендуются, так как зрителям будет сложно понять, что говорится и что стоит за словами.
Какой тип освещения подходит для разных сценических направлений и позиций
Актеры должны знать, в каком направлении им нужно двигаться на сцене, а также как располагать свои тела во время каждой сцены. Лицо, принимающее решения в AVL, должно убедиться, что освещение правильно подчеркивает различные сценические направления и позиции субъекта. Каждое сценическое направление, сценическое положение и тип освещения должны работать вместе, чтобы создать желаемый эффект.
Предвосхищение имеет решающее значение в сценическом освещении. Для концерта вам нужно предсказать, что будет делать музыка и где будут стоять исполнители. Для театрального шоу вам, возможно, придется подготовить освещение на основе установленных сценических действий, а также ваших прогнозов относительно того, как актеры будут двигаться по сцене. То, как вы расположите передние, боковые, верхние боковые и направленные вниз эффекты освещения, может повлиять на общее впечатление вашей аудитории.
Переднее освещение
Передний свет служит основным источником освещения для главного события на сцене. Вашим приоритетом должно быть обеспечение того, чтобы передний свет правильно выделял исполнителей, когда они принимают разные направления по всей сцене. Передний свет особенно эффективен для театральных и художественных шоу.
При правильном использовании переднее освещение может значительно уменьшить присутствие теней и минимизировать текстуры. Однако переднее освещение само по себе сделает объект плоским. Используйте переднее освещение, чтобы лицо и тело человека были освещены равномерно, а затем добавьте объем с помощью подсветки сзади или других эффектов.
Боковое освещение
Этот тип освещения часто необходим для людей, которые должны ходить по сцене во время выступления. Эти светильники обычно находятся на уровне объекта и располагаются по обе стороны сцены. Боковое освещение помогает исполнителям во время игры или танца, акцентируя внимание на середине груди, плечах и ступнях любого человека на сцене.
Для театральных и художественных шоу может потребоваться боковое освещение, чтобы продемонстрировать движения исполнителей. Если ваш объект все время стоит за подиумом, боковое освещение может быть менее приоритетным.
Освещение с высокой стороны
Обычно, освещение с высокой стороны устанавливается на горизонтальном краю сцены под углом над объектом. Существует две формы освещения с высокой стороны — левое с высокой стороны и правое с высокой стороны — которые обычно комбинируются, так что головы исполнителей и плечи освещены с обеих сторон. Принимающий решения AVL может подчеркнуть только одну сторону, чтобы создать более драматичный эффект.
Высокое боковое освещение подчеркивает верхнюю часть тела, с дополнительным акцентом на локтях, середине груди, ногах и макушке. Актеры сцены, певцы и другие субъекты будут выглядеть более естественно и лестно, а их выражения лиц будут четко видны зрителям.
Нижнее освещение
Downlighting используется для обеспечения достаточной экспозиции. В то время как некоторые дизайнеры используют downlighting для обозначения источников света, которые светят прямо вниз или под углом вниз от своего положения над сценой, другие используют этот термин для источников света, расположенных по краю сцены и светящих вверх к головам артистов. Для максимального освещения во время театрального представления средний луч должен достигать высоты плеч ваших артистов.
5 способов улучшить сценическое освещение
Освещение сцены является неотъемлемой частью общения объекта с аудиторией. Независимо от того, является ли ваш объект пастором, докладчиком или группой исполнителей, освещение сцены может легко отвлекать или усиливать то, что происходит на сцене. Помимо обеспечения оптимальной видимости для зрителей, правильное освещение сцены поможет вам задать определенное настроение, выделить объект на фоне и контролировать внимание аудитории.
Независимо от того, руководите ли вы местом проведения выступлений, служите в месте поклонения или управляете корпоративным пространством, крайне важно видеть выражения и действия ваших докладчиков. Помните о цели освещения сцены, когда вы ищете новые способы развития и улучшения ваших установок сценического освещения.
1. Знайте свои инструменты и их возможности
Успешное сценическое освещение часто сводится к знанию инструментов и правильному их использованию. Некоторые традиционные сценические осветительные приборы включают:
- Френелевые лампы: обычно используются для заливки и освещения больших площадей, эти лампы наиболее яркие в центре и смягчаются по мере приближения концентрических колец к краю линзы.
- PAR-банки: Параболические алюминизированные отражатели (PAR) являются основным средством освещения больших площадей. Хотя они не предлагают возможности фокусировки или зума, PAR-банки создают узкие лучи или большой прожектор.
- Эллипсоидальные: Эллипсоидальный рефлекторный прожектор обеспечивает интенсивный, четко определенный луч света. Эти лампы отлично подходят для фронтального освещения и точного освещения.
- Следящие прожекторы: Следящий прожектор — это тип прожектора, которым часто управляет оператор. Эти прожекторы полезны, когда сценические указания, которые будет выполнять исполнитель, неясны. Оператор может реагировать на движения актера в реальном времени.
Прожекторы: Оператор должен перемещать прожектор горизонтально или наклонять вертикально, чтобы максимально использовать эти большие осветительные приборы. У них нет линз, поэтому все прожекторы обеспечивают умеренно размытый луч света. - Полосы света: Полосы света используют несколько ламп, сконфигурированных в горизонтальный ряд. Эти огни обычно используются для создания эффекта многоцветного освещения или увеличения количества цветового покрытия на сцене.
Когда вы поймете, чего могут достичь ваши инструменты, вы сможете создавать более сложные световые сцены, которые улучшат презентацию. Потратьте время на изучение того, какие инструменты у вас есть в распоряжении, и различных функций каждого типа приборов.
2. Сосредоточьтесь на угле освещения
Различные направления и положения на сцене могут существенно повлиять на углы освещения. Проверьте, как свет падает на лицо и тело ведущего с каждого угла. Вы хотите, чтобы объект был полностью освещен, пока он следует своим сценическим действиям и занимает различные положения на сцене.
Улучшите углы освещения, чтобы обеспечить приятный свет с каждой точки в зале. Мы часто фокусируем внимание на виде с центральных мест зрительного зала. Однако левая и правая стороны не менее важны. Иногда во время выступления будет использоваться живое видео, чтобы показать одну или другую крайнюю сторону, и вам нужно будет убедиться, что вы освещаете и эти углы.
Согласно базовой теории сценического освещения, наиболее удачное освещение для лица включает две точки верхнего бокового освещения, расположенные под углом 45 градусов над объектом. В зависимости от ситуации на сцене, точный угол в 45 градусов обычно невозможен. Вам нужно будет проверить углы освещения, которых вы можете достичь, чтобы найти наилучшее освещение для ваших обстоятельств.
3. Рассеянный и дозированный сценический свет
Когда исполнитель перемещается по сцене и встает в разные положения, устранение всех нежелательных теней может показаться сложной задачей. На лице и теле, скорее всего, будут небольшие тени, отбрасываемые носами, руками, ушами и морщинами. Мягкое освещение помогает минимизировать интенсивность этих теней.
Используйте рассеивающий материал, например бесцветный гель, чтобы смягчить свет от PAR-банки или прожектора, если луч слишком интенсивный. Экспонометр поможет измерить ваш размытие, чтобы вы могли улучшить любое несбалансированное освещение. С равномерным размытием света легче работать для записанных и живых выступлений.
4. Измените цветовую температуру
Каждый источник света, который вы покупаете для сцены, будет иметь определенную цветовую температуру, измеряемую в градусах Кельвина. Цветовая температура указывает, имеет ли белый свет более теплый или холодный тон в зависимости от того, сколько в нем оранжевого или синего. Убедитесь, что все температуры освещения совпадают, чтобы вы могли плавно регулировать настройку освещения.
Хотя наши глаза часто автоматически подстраиваются под разницу, малейшее изменение между цветовыми температурами вызовет серьезные проблемы на камере. Разница может даже отвлекать живую аудиторию, особенно на коже исполнителя.
5. Расширяйте свой инструментарий новыми методами и оборудованием
Освещение — это технический навык, который вы можете продолжать развивать с помощью новых техник. Будьте готовы экспериментировать и тестировать новые возможности, чтобы углубить свое понимание искусства, — потому что освещение — это форма искусства, как и шоу, исполняемые на сцене:
- Попробуйте различные функции вашего освещения и при необходимости приобретите новое оборудование.
- Попробуйте разные положения подвешивания и не бойтесь использовать тени.
- Попробуйте включить движение для отслеживания персонажей или имитации эффектов, связанных с погодой.
- Попробуйте разные цвета и цветовые сочетания, чтобы создать нужное настроение.
- Попробуйте добавить узоры для придания дополнительного объема вашей световой схеме.
балет нижний колонтитул.
Правильное сценическое освещение является неотъемлемой частью любой сценической постановки. Будь то театральное шоу или корпоративная презентация, правильное освещение улучшит коммуникацию, происходящую на сцене.
Продолжить чтение: Настройка акустической системы на сцене
© ПАСПЕР