Не только мужчины, но и женщины внесли важный вклад в оборону Советского Союза во Второй мировой войне. Две женщины, Лидия Литвяк и Екатерина Буданова, сыграли особенно заметную роль в Военно-воздушных силах.

Первые месяцы Второй мировой войны оказались разрушительными для советских ВВС. Многие истребители были атакованы на аэродромах и уничтожены нацистами.

Летчик

Архивное фото

Неопытным советским летчикам, которым посчастливилось летать, пришлось столкнуться с немецкими профессионалами, которые уже участвовали в крупных сражениях, таких как Битва за Британию. Кроме того, не было времени ознакомиться с недавно приобретенными самолетами, такими как Як-1, МиГ-1 и МиГ-3, что привело к очень высоким потерям с советской стороны.

В этой критической ситуации советское руководство приняло решение о наборе женщин в военно-воздушные силы и создании женских спецподразделений. Так был создан знаменитый 588-й ночной бомбардировочный авиаполк, также известный как «Ночные ведьмы».

«Белая лилия»

Лидия Литвяк с детства увлекалась полетами. В 14 лет она начала тренироваться в аэроклубе и совершила свой первый полет в 15 лет. Четыре года спустя, вскоре после начала Великой Отечественной войны, она присоединилась к советским Военно-воздушным силам.

Победа

Лидия Литвяк. РИА Новости

В 1942 году она впервые приняла участие в боевых действиях в составе 586-го боевого полка, одного из трех женских авиационных полков, созданных из-за больших потерь среди летчиков-мужчин. Вскоре она приобрела репутацию одного из лучших пилотов и была направлена ​​в полк, который выполнял самые важные и опасные задания.

Среди «жертв» Литвяк были бомбардировщики Ju-88 и Do-217, истребители Me-109 и даже дирижабль. За 168 боевых вылетов она сбила двенадцать самолетов противника и уничтожила четырех человек, что сделало ее самой успешной женщиной-военным летчиком всех времен.

Помимо звезд, полученных ею за уничтожение самолетов, фюзеляж ее «Як-1» украшала белая лилия — символ «свободного охотника», летчика-истребителя, который волен самостоятельно охотиться и уничтожать вражеские самолеты в меру своих знаний и убеждений.

По словам Александра Покрышкина, еще одного советского летчика-истребителя Великой Отечественной войны, «свободный полет был высшей формой боя для летчика-истребителя». Литвяк, которая, безусловно, заслужила эту награду, отныне получила радиопозывной «Лилия» или «белая лилия 44» — по номеру ее самолета.

Последний полет

В 1943 году несчастья начали преследовать Литвяк. Сначала 21 мая в авиакатастрофе погиб ее муж Алексей Соломатин, летчик-истребитель, Герой Советского Союза. В июле в бою погибла и ее лучшая подруга Екатерина Буданова.

Как две молодые женщины стали иконами советских ВВС

(Слева направо) Лидия Литвяк, Екатерина Буданова и Мария Кузнецова. РИА Новости

Наконец, 1 августа самолет Литвяк потерпел крушение во время боевой операции в битве за Донбасс. На тот момент ей был всего 21 год.

Поскольку она считалась пропавшей без вести, Литвяк не была удостоена высшей воинской награды — звания Героя Советского Союза, поскольку советское руководство опасалось, что она попала в плен.

Однако в 1979 году исследователи обнаружили ее останки в братской могиле, и благодаря специальному указу советского лидера Михаила Горбачева Лидии Литвяк посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Летающий ас №2

Екатерина Буданова была не только лучшей подругой Лидии Литвяк, но и вторым летчиком-асом Советского Союза, на счету которой 266 боевых вылетов и одиннадцать сбитых самолетов противника.

Как и Литвяк, ее карьера началась в качестве летчицы Красной Армии в 586-м боевом полку, где молодые женщины подружились на всю жизнь. И в их жизненных историях также было много параллелей.

Советский летчик-истребитель Владимир Лавриненко вспоминает: «Екатерина была веселой и яркой, а Литвяк была полной ее противоположностью — вдумчивой и тихой. Их связывала тесная дружба, но Екатерина была главной».

Однажды во время одного из своих свободных вылетов Буданова сбила немецкий разведывательный самолет — чрезвычайно сложную «добычу», как называли его советские летчики.

Последний воздушный бой Будановой состоялся 19 июля 1943 года в районе города Антрацит в Донбассе. Буданова и Литвяк защищали там самолеты Ил-2, когда их атаковали немецкие истребители Ме-109.

Несмотря на попадание снаряда, Будановой удалось посадить самолет, но она скончалась от полученных травм и была похоронена недалеко от поселка Новокрасновск. Ей было 26 лет.