Осенью и зимой 1941 года на восток страны были эвакуированы тысячи предприятий и миллионы людей. Это был уникальный логистический процесс, никогда ранее не имевший место в таких масштабах.
Стремительное наступление немецких войск летом и осенью 1941 г. вынудило СССР сделать все возможное для сохранения хотя бы части промышленного потенциала страны. Только за первые четыре месяца войны на Восток было эвакуировано 18 миллионов человек и 2500 заводов.
Сообщается, что на приеме, устроенном в честь Дня Победы, Сталин подошел к некоторым командующим армиями и спросил их, почему Советский Союз выиграл ту страшную войну. Стали говорить о мужестве народа и достижениях советского народа. Затем Сталин вызвал одного из министров и, указывая на него, сказал, что героизм и военный гений мало чего стоят без железа, стали, танков и самолетов. У СССР не было бы всего этого, если бы не удалось расселить тысячи этих компаний на Востоке после эвакуации.
После начала войны на Восток уехали миллионы специалистов: по оценкам, это составляло от 30 до 40 процентов необходимой рабочей силы.
РЕКОМЕНДУЕМ: Сталинград против Третьего рейха
Театры также были эвакуированы. Например, Большой театр был переведен в Самару, затем в Куйбышев, а университеты и научные центры — в другие места. Только в Новосибирскую область было направлено не менее 30 вузов и несколько крупных научно-исследовательских институтов. Поэтому неудивительно, что после войны Новосибирск стал одним из научных центров страны.
Восемь тысяч вагонов
Однако наиболее актуальной задачей было спасти отрасль. С этой целью в первые дни войны был созван эвакуационный совет. Заместитель Председателя Совета Народных Комиссаров, а затем советский реформатор и премьер-министр Алексей Косыгин во многом ответственен за успех операции по эвакуации. По его инициативе вдоль всей железнодорожной линии была создана сеть эвакуационных пунктов, где люди могли запастись продуктами и получить медицинскую помощь.
Эвакуация происходила во время сильного немецкого наступления. Нужно было подвозить провизию на фронт и подвозить раненых. Поезда, отправленные вперед, часто использовались для эвакуации на обратном пути.
Николай Патоличев, руководивший Челябинской областью в 1942 году, вспоминает , как работали эти транспорты: «Бывало, что люди ехали в открытых гондолах или на платформах. Это был бы шаг вперед, если бы был брезент, под которым можно было спрятаться от дождя. Но иногда его даже не было. Там тоже были машины или материалы, просто какие-то эвакуированные вещи. […] При более благоприятных условиях для женщин с детьми предоставлялось от двух до трех крытых вагонов. Однако вместо 36 человек туда набилось от 80 до 100 […]».
Были перемещены и крупные предприятия, такие как металлургический завод «Запорожсталь», крупнейшее металлургическое предприятие в Европе, на котором работали тысячи рабочих. Всего потребовалось 8 000 вагонов, чтобы доставить его и сырье куда-то еще. Демонтаж и погрузка техники происходила под непрерывным огнем немецкой артиллерии и бомбежками люфтваффе. Поэтому поезда ходили только ночью.
РЕКОМЕНДУЕМ: День Победы в Великой Отечественной войне
Не менее сложной была разгрузка, сборка и пусковые операции там, куда перевозили производственные цеха. Поскольку производство нужно было начать как можно скорее, они часто начинали строить импровизированные деревянные корпуса. Заводы иногда начинали работу практически в чистом поле, к ним подавалось только электричество. По словам британского историка и журналиста Александра Верта, на окраине Свердловска, современного Екатеринбурга, крупного промышленного центра Урала, можно было увидеть сосны с висящими электрическими фонарями и работающими станками. Это был эвакуированный из Киева завод «Большевик».
«Вы подвели нашу страну»
Успеху эвакуации способствовала тогдашняя жесткая система управления СССР. Наиболее известна декабрьская телеграмма Сталина директору 18-го авиационного завода в Куйбышеве, эвакуированного из Воронежа в октябре-ноябре. «Вы подвели нашу страну и нашу Красную Армию. […] Если 18-й Завод думает о том, чтобы задушить страну, как назойливую муху, производя всего один штурмовик Ил-2 в день, они грубо ошибаются и будут за это наказаны. Прошу не заставлять правительство больше ждать и производить больше Ил-2. Предупреждаю в последний раз», — говорится в тексте телеграммы , хранящейся в архиве.
Однако историки отмечают, что, поскольку база для некоторых предприятий была заложена заранее, можно было переместить предприятия и фабрики в новые места и так быстро перевести экономику на военное время. Для ряда заводов на Урале и Сибири, например, уже были залиты фундаменты и подключено электричество. Из-за угрозы войны в Европе в 1930-е годы их должны были перебазировать на восток. Однако до войны времени на реализацию этих планов не было.
В результате эвакуации в 1941 году, на востоке страны были созданы крупные предприятия, ставшие гигантами советской промышленности. Еще один центр был создан в течение нескольких месяцев и по сей день остается основой экономики страны. В одном из своих документальных фильмов американский режиссер Оливер Стоун назвал этот процесс «второй индустриализацией» после 1930-х годов.
© ПАСПЕР: История
Подписывайтесь на наши группы социальных сетях, чтобы первым получать свежие материалы:
- Наша группа ОДНОКЛАССНИКИ
- Наша группа ВКОНТАКТЕ