Интересная игровая программа СОЗВЕЗДИЕ СЛОВ для детей 7-12 лет, поможет классным руководителям, воспитателям-педагогам и организаторам провести познавательный досуг школьников.

Цели: приобщение детей к миру слова, к его многообразию, красоте.

Задачи: учить детей владеть словом, вдумываться в значение слов, чувствовать красоту русского языка, уметь пользоваться им.

Игровую программу «Созвездие слов» можно проводить, например, на классном часе двумя способами.

Первый — игра-беседа со всем классом.

Второй — состязание между двумя командами. В этом случае лишь шуточный рассказ «Какие мы?» может быть общим заданием.

Классную доску можно украсить ребусами, написанными цветными мелками.

Можно провести не одну, а несколько подобных программ, придумав подобные и другие задания.

Сценарий игровой программы СОЗВЕЗДИЕ СЛОВ

1. «Закончи пословицу».

Ведущая сообщает детям, что в каждом языке есть свои краткие, образные, меткие высказывания, которые трудно перевести на другой язык — это пословицы.

Предлагается закончить пословицы:

  • Любишь кататься… (люби и саночки возить).
  • Назвался груздем… (полезай в кузов).
  • Ученье свет… (а не ученье — тьма).
  • Без труда… (не вытащишь и рыбки из пруда).
  • Доброе начало… (половина дела).
  • Родина-мать… (умей за нее постоять).
  • Не сиди сложа руки… (не будет скуки).
  • Жизнь прожить… (не поле перейти).

А сможет ли кто-нибудь объяснить смысл пословиц?

  • Цыплят по осени считают.
  • У страха глаза велики.
  • Смелость города берет.

2. «Переводчики».

Детям предлагается представить себя переводчиками и «перевести», объяснить собеседнику- иностранцу такие обороты речи: повесить голову, сложить оружие, прикусить язык, клевать носом, мозолить глаза, как снег на голову, совать нос, попасть впросак, из мухи делать слона, медведь на ухо наступил.

3. «Изобрази слово».

Можно попытаться изобразить слова: солнышко за тучкой, ветер.

Это задание дается детям «на ушко», чтобы другие ребята отгадали его после показа.

4. «Скажи скороговорку».

Пояснить, что скороговорки и смешны и полезны: с их помощью вырабатывается ясная, четкая дикция:

  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Во дворе трава, на траве дрова.
  • Хвала халве!

Каждую скороговорку могут произнести несколько человек. Вначале можно сказать их хором.

5. «Устами младенца».

Как ребенок 4-5 лет мог бы описать для отгадывания слова: чайник, комары, чемодан, ледоход, мобильник, компьютер.

Эти задания можно написать на карточках или сказать каждому «по секрету».

6. «Разгадай ребусы».

Оказывается, слово можно зашифровать — так появились ребусы.

Игровая программа СОЗВЕЗДИЕ СЛОВ

7. Загадки-шутки о словах.

Что звучит в начале «урока»? (У.)

Чем кончаются «день» и «ночь»? (ь.)

Что стоит в середине «земли»? (А/.)

Что в «человеке» есть одно, у «вороны» вдвое, а в «огороде» — втрое? (О.)

Как написать слово «мышеловка» пятью (или тремя) буквами? {Кошка, кот.)

8. «Какие мы?» (Коллективный рассказ.)

Ведущая просит детей назвать любые слова, которые отвечают на вопрос «какой?», для того чтобы помочь ей сочинить маленький рассказ о них самих.

Называемые слова ведущая записывает в заготовленную основу шуточного рассказа.
Утром спросонок мы… и…

За завтраком мы уже но….

Вот мы спешим в школу… и… .

а уроках мы, конечно,…,…,… и… .

После уроков и… обеда можно и поиграть во дворе. Здесь мы…

Наступает вечер. Дома мы… и….

Очень хочется спать. Во сне мы такие… и… .

Получается, примерно вот что: «Утром спросонок мы зеленые, веселые и толстые»…

Это заключительное, развлекательное задание.

© ПАСПЕР

Читайте также:

Подписывайтесь на наши группы социальных сетях, чтобы первым получать свежие материалы: