Многих современников интересует: Каким был секс в средневековой России, как действовало приворотное зелье и как относились к супружеской измене русские до Петра Великого? Каково было ваше отношение к абортам? И разрешалось ли женщинам проявлять свою сексуальность? Предлагаем современный исследовательский взгляд на половую мораль в средневековой России.

Исторические источники не содержат много свидетельств сексуальной жизни русских до 18 века, в основном потому, что Православная церковь считала такую ​​​​информацию непристойной. Поэтому историкам приходится кропотливо собирать данные из самых разных источников.

Историк Наталья Пушкарева, ведущий специалист в этой области, цитирует «Повесть о семи мудрецах» — цикл нравоучительных сказок еврейского происхождения, появившихся в России XVII века в польской обработке: «О, мой милый, сделай это чего ты хочешь, чего ты стыдишься?» И она показала свои груди, показала их и сказала: «Смотри, смотри и люби мое прекрасное тело!»

Что церковь имела против таких похотливых описаний?

Умеренность и приворотное зелье: секс в средневековой России

Борис Кустодиев

В России до 17./18. В 19 веке не было профессиональной медицинской помощи, и проблемы со здоровьем, затрагивающие репродуктивные органы, могли привести к летальному исходу. В то же время детская смертность была очень высокой. По этим причинам церковь, которая была основным моральным авторитетом, пыталась одновременно поощрять деторождение и ограничивать половую жизнь вне брака.

Аборты и воздержание

Исторические записи церковных покаянных практик являются важным источником, когда речь идет о контроле над рождаемостью в России до 18 века. Наталья Пушкарева пишет, что было большое количество информации о епитимье, налагаемом на женщин. Эти женщины были беременны, но не хотели рожать.

Аборт приравнивался к детоубийству. Аборт плода должен был наказываться пятью годами раскаяния и поста, аборт на более поздней стадии, когда нерожденный ребенок уже имел «человеческие черты» в семь лет, а убийство новорожденного — в 15 лет. Как часто практиковался этот вид покаяния? Мы не можем сказать наверняка.

Умеренность и приворотное зелье: секс в средневековой России

Константин Трутовский

Однако использование травяных противозачаточных средств также было осуждено. Записи 1656 года показывают, что Церковь предписывала семилетнюю епитимию и пост для контрацепции — точно так же, как аборт ребенка с «человеческими чертами».

Как вы относились к теме секса? Обычно его допускали только в браке и только в определенные дни.

Секс был «запрещен» в течение четырех православных постов: 50 дней весной, от 8 до 42 дней летом, 13 дней в августе и около 40 дней зимой. Кроме того, запрещался секс по средам, пятницам, субботам и воскресеньям и во все церковные праздники.

Так что вряд ли было 50 дней в году для близости. Однако на этом вряд ли кто-то остановился.

Ангельская красота

Виталий Тихов

Вплоть до XVII века церковь запрещала вообще упоминать о сексуальности. Нагота также не одобрялась. Знатные женщины проводили свою жизнь в деревянных дворцах под охраной и присмотром своих слуг. Супружеская верность была обязательной.

Это вынужденное сдерживание просто не могло длиться долго. В ту же эпоху литература демонстрирует расслабление в отношении темы секса. В XVII веке «Повесть о Петре и золотых ключиках » — текст французского происхождения, переведенный с польского, — стала популярной среди образованных русских граждан, менее послушных церковным нравам.

История рассказывает о мужчине, который заставил женщину сбежать из дома ее детства, чтобы заняться с ней сексом. Чтобы избавиться от своих грехов, обоим пришлось годами беспокойно скитаться, молясь и совершая покаяние.

Но в рассказе также есть описание сексуальной сцены: «Он любил ее белое и светлое лицо, ее розовые губы… и он не мог удержаться, расстегнув платье на ее груди и желая увидеть больше ее белого тела… …И ангельская красота показала себя».

Другие источники показывают, что половая жизнь русских в XVII веке была очень активной, несмотря на тактику церкви, вопреки всему. В 1641 году царская охранка расследовала дело Дарьи Ломакиной, «ведьмы», варившей приворотные зелья.

Адам Олеарий (1599-1671), немецкий путешественник и дипломат в России, сообщал в своих трудах, что в XVII веке многие москвички готовили снадобья, повышающие сексуальную потенцию их мужей.

В этом же веке появилась и народная магия для повышения потенции. Судя по всему, крестьянки тоже хотели сексуально дееспособных мужчин. «История семи мудрых мастеров » , описывающая женщину, соблазняющую мужчину на половой акт, также датируется 17 веком.

Эти различные рассказы напоминают нам о том, что в России конца 17 века, незадолго до царствования Петра Великого, было необходимо сексуальное освобождение. Петр основательно модернизировал страну и ограничил влияние церкви на русскую жизнь.

С появлением многих европейских обычаев даже любовь к продажам проникла в некоторые крупные города. А для знати, по крайней мере, более свободное европейское отношение к любви и сексу заменило ортодоксальное благочестие и сдержанность. Для русских же крестьян до сексуальной революции было еще очень и очень далеко.

© ПАСПЕР

История | Бесплатный сценарий праздника на год

Подписывайтесь на наши группы социальных сетях, чтобы первым получать уникальные свежие материалы: