Осенняя Казанская праздник с множеством традицийПразднований Казанской иконы Пресвятой Богородицы, достаточно много, есть осенняя Казанская, есть такой же праздник летом. Давайте разберемся с традициями чествования Богородицы в православии и в быту народа.

Возрождаются народные традиции, они становятся одним из приоритетных, направлений в развитии культуры. В регионах проводятся не только праздники народного календаря, но и праздники, посвященные отдельным святым и различным чудотворным, иконам.

Такие праздники в старину приносили людям не только отдых, прерывали и украшали их труд, обеспечивающий существование. Воздействуя на житейский порядок человека, они заметно отражались в делах и мыслях, укрепляя усиливали веру, рождали добрые надежды.

Праздник Казанской Божьей Матери

Данный материал знакомит вас с праздником Казанской Божьей Матери. Что делали в этот день как его справляли, какие торжества устраивали? Ответы на эти и на многие другие вопросы найдете вы в предлагаемой информации.

В православном церковном календаре насчитывается более 200 дней почитания чудотворных икон Божьей Матери. Чаще всего прославляется какая-либо икона в определенном храме или монастыре, именем которой они воздвигнуты и образ которой занимает центральное место в иконостасе церкви. Однако из общего ряда Чудотворных икон выделе девять, которые в определенные дни прославляются во всем православном мире. Одна из наиболее почитаемых икон – Казанская. Праздник в ее честь по торжественности равный престольному, отмечается дважды в году: 21- июля и 4 ноября.

Летняя Казанская и история праздника

Следует вкратце вспомнить историю обретения иконы Казанской Богоматери.

В конце июня 1579 года в Казани случился пожар; Загорелся дом стрельца Даниила Онучкина близ церкви Николая Тульского. Огонь перекинулся на соседние строения и в короткий час истребил весь посад й часть, кремлевских зданий. Особенна сильно пострадали Спасский монастырь и великокняжеский двор. Не успело еще остыть пожарище, как одной соседской десятилетней девочке Матроне во сне явилась Божья Матерь и, повелела сообщить городским властям, что в пепелище сгоревшего стрелецкого дома скрыт ее уцелевший образ. Девочка утром рассказала матери свой странный сон. Та оставила без внимания рассказ дочери, склонной к излишнему воображению. Но через день тот сон у девочки повторился. Мать, уступив ее настояниям, поведала о странном ночном видении дочери священнику своей церкви. Священник донес о снах девочки архиепископу Иреемии. Городские власти распорядились раскопать пепелище стрельца.

Последние новости Украины и мира

При большом скоплении народа и в присутствии Матроны с матерью пепелище было взрыто. Но рабочие ничего не нашли. Матрона настаивала на своем, попросила лопату, и сама принялась копать в том месте, где стояла печь. Тут на глубине двух-аршин она и наткнулась на сверток вишневого цвета. Из свертка, который оказался рукавом от старого кафтана, извлекли, словно новую, только что написанную икону Божье Матери. Позже выяснилось, что образ, найденный десятилетней девочкой, был опиской с чудотворной иконы, вывезенной из Иерусалима в Константинополь царицей Евдокией, супругой греческого царя Феофила. Только не могла объяснить, как он попал в Казань, и кто его спрятал в подполье стрелецкого дома.

О Казанском событии донесли царю Ивану Грозному. Икону отправили в Москву, а в Казани оставили ее копию» которая стала главной святыней нового девичьего монастыря, устроенного на место находки. В этом монастыре игуменьей стала потом та самая девочка Матрона, которая повзрослев, постриглась и приняла имя Марфы.

В память обретения иконы в Казани был установлен ежегодный праздник – 21 июля, осенняя же Казанская учреждена в память другого важного события.

Осенняя Казанская праздник на все времена

Ноябрьское празднование Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году, в период смутного времени.

Страна подверглась нападению польских войск, которые глумились над православной верой, грабили и жгли храмы, города и села.

Обманным путем им удалось овладеть Москвой. По призыву патриарха Гермогена русский народ встал на защиту Родины. В ополчение, возглавляемое князем Дмитрием Пожарским, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение положили на себя трёхдневный пост и с молитвой, обратились, к Господу и  Его Пречистой Матери за небесной помощью. Молитва была услышана. 22 октября 1612 года русские войска освободили Москву от польских захватчиков. Празднование в честь иконы Пресвятой Богородицы установлено в 1649 году.

Народ Казанскую праздновал широко: гулянья, пляски, веселье, песни под гармонь, пирушки, гаданья о женихах.

Этот праздник прочно укрепился в народном быту. Дело в том, что летняя Казанская выпадала на июль, а это самый разгар уборки зерновых. В эту пору для крестьян особенно важна хорошая погода, чтобы не пропали их усилия, их нелегкий труд. Они верили, что именно Божья Матерь считалась покровительницей земледелия, и ей следовало молиться, чтобы заручиться ее поддержкой и помощью в дни уборки урожая. Вот почему праздник Казанской летней прижился, на русской земле.

Народные традиции на Казанскую

Казанская осенняя в народном сознании – бытовой праздник, в котором одним из основных был “свадебный мотив”. Это и понятно. Ведь свадьбы на селе вправлялись в основном осенью, когда заканчивался напряженный летний труд. Существовал обычай начинать сватовство и свадьбы через месяц, после первого зазимья, то есть после октября. В известной степени, это была и психологическая, и физическая разрядка после тяжелых трудовых месяцев. Естественно, крестьяне испытывали определенный подъём; что предопределяло праздничный настрой. А-тут еще свадьбы, которые во всех случаях связывались с весельем. В народе так и говорили: “Кто на Казанскую женихается, тот не раскается”.

Казанская икона Божьей Матери была очень почитаема в православии. Ей посвящено немало храмов и приделов в них. Поэтому-то праздник Казанской, отмечался как престольный довольно широко и дважды. Крестьяне свои наблюдения об этом дно сохранили в поговорках, приметах, присказках: “До Казанской не зима, а до Казанской – не осень”, “Когда на Казанскую дождь пойдет и все луночки нальет, то и зима пойдет”, “Матушка Казанская необложную зиму ведет, морозцем дорожку кладет”, “Казанская – бабья заступница, “Кабы всякому по нраву невесту, так бы и царство небесного не надо”, “На Казанскую и у воробья пиво”, (время расчетов).

С давних пор в обычае у нас на Руси заканчивать к зимней Казанской все строительные работы: плотники, каменщики, штукатуры, землекопы, – все к этому времени сдают по подрядам работу, берут расчет у хозяев-подрядчиков – в деревню ко дворам снаряжаются.

“На Казанскую у хозяев и пузатая мошна худеет, а у работника тощая толстеет – гласит поговорка, приуроченная к этому обычаю.

“И рад бы хозяин поприжать батрака, да Казанская на дворе, она – Матушка – всей ряде голова”.

По многим местам в этот день хромовые (престольные)праздники, справляемые всем приходом, по, завету отцов-дедов. “Один день престол справляли, на другой опохмел держали, на третий – снова-здорово: “Сегодня – праздничали, завтра – праздничать станем, послезавтра – зубы на полку! “То и не праздник, как никто не обопьется” – приговаривали степенные люди.

На Казанскую наезжали торгаши в праздничные села, раскидывали кибитки с товарами да баб, мужиков в соблазн вводили, на расход наводили. На Казанскую обычно развертывался сбор пожертвований на содержание приютов и богаделен.

С иконой Казанской Богоматери связывалось общественная благотворительность, заботы о детях, лишенных родительской поддержки. Уже в конце прошлого века в России существовало 16 монастырей, основанных в честь иконы Казанской Божьей Матери, взявших на себя заботу о призрении бедствующих детей, калек и стариков.

Так, икона Казанской Божьей Матери, способствовавшая в начале освобождению Отечества от иноземного нашествия, приняла на себя благотворительные заботы об обездоленных детях России. Её именем и ныне осеняется заметно возрождающаяся российская общественная благотворительность. Поэтому, наверно, не случайно, день 4 ноября был объявлен Днем матери и приурочен к празднику Казанской Божьей Матери.

Как праздновать Казанскую сейчас

В этот день, особенно в тех местностях, где Казанская – престольный праздник, можно подготовить и провести праздник села. Если в селе есть церковь, то там в этот день будет идти служба, возможен крестный ход с иконой. Где нет церкви, целесообразно пригласить священника, чтобы он рассказал об этой иконе, о самом празднике, прошел службу и благословил всех присутствующих.

Необходимо празднично оформить ту площадку, где будет проходить праздник. Предлагаем организовать выставку работ народных умельцев села, выставку Кулинарных изделий, приготовленных местными мастерицами, а также ярмарку промышленных и продовольственных товаров. В праздник можно, включить элементы театрализации. Организовать небольшие пяточки, например, “Матанин двор”, “Площадь забав”, и др. Надо не забыть и о людях’. В этот день можно почествовать золотых и серебряных юбиляров, молодоженов, лучших людей села, передовиков производства, показать местный свадебный обряд.

В этот день всегда на Руси ходили друг к другу в гости, поэтому неплохо било бы пригласить на праздник участников самодеятельности соседних сел или районов.

В этот день можно подготовить тематический вечер и восславить женщину – Мать, а также конкурсную программу для мам.

Предлагаем Вашему вниманию сценарий .

Читайте также:

© ПАСПЕР

Подписывайтесь на наши группы социальных сетях, чтобы первым получать свежие материалы: