В 2019 году исполняется 30 лет со дня смерти гениально режиссёра современности. Андрей Тарковский скончался 29 декабря 1989 года от рака. На его могиле в Париже написано: «Человек, который видел ангела».

Андрей Арсеньевич Тарковский (1932-1986), русский режиссер и сценарист, стал легендой при жизни, сняв немного, но достойных кинофильмов. Его художественные замыслы, реализованные в кино вошли в шедевры мирового кинематографа.

Среди великих поклонников Тарковского – Ингмар Бергманн и Федерико Феллини.

Андрей Тарковский и его судьба в кино

Андрей Тарковский был 4 апреля 1932 в селе Завражье, Юрьевецкого района, Ивановской области, окончил факультет директоров в престижном государственном институте кинематографии.

Уже за дипломную работу «Ролик и скрипка» (1960) Тарковский был удостоен главного приза на Международном кинофестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке.

С 1961 года Тарковский работал режиссером на государственной киностудии “Мосфильм”. Его дебютный фильм «Иваново детство», с контрастным изображением беззаботного детства и ужаса войны, стал сенсацией в истории кино. Молодой режиссер получил множество наград, в том числе «Золотой лев» на Международном кинофестивале 1962 года в Венеции.

Работая над фильмом о иконописце Андрее Рублеве, Тарковский чувствовал суровость советской цензуры. Фильм был классифицирован как слишком религиозный, эзотерический и экспрессионистский и не был разрешен к показу после его завершения в 1966 году. Французская компания приобрела права на распространение фильма за пределами России и с большим успехом представила его на Каннском кинофестивале в 1969 году. «Андрей Рубёв» вошел в сборник 100 лучших фильмов в истории кино.

После этого Тарковский посвятил себя научной фантастике и снял фильм «Солярис», по одноименной книге Станислава Лема. Глубоко религиозный режиссер также включил элементы христианской символики в этот фильм. «Солярис» был удостоен Каннской премии в Каннах в 1972 году. Советские критики, однако, не были в восторге.

Автобиографический фильм «Зеркало» (1974) является одним из величайших успехов Тарковского . В России, однако, фильм вряд ли можно было показать из-за его философско-политических намеков и усиления противостояния между Тарковским и советскими властями.

С помощью фильма «Сталкер» (1979) Тарковский пытался разрядить конфликт. В 1980 году он даже получил заветное звание «Народный артист России». Но напряжение возросло.

Его следующий фильм «Ностальгия» привёл Тарковского в 1982 году в Италию, где он получил Гран-при на кинофестивале в Каннах в 1984 году.

Тарковский любил совою стану и страдал от того, что его фильмы официально не были признаны на его родине. С тяжелым сердцем он решил остаться за границей и снял свой последний фильм «Оффрет» («Жертвоприношение») в Швеции. Мрачная история о последствиях ядерной катастрофы была удостоена Каннской премии в Каннах в 1986 году.

Считается, что разлука со своим любимым домом и его сыном стала настоящей причиной серьезной болезни всемирно известного режиссера.

Пока, на страницах СМИ России и анонсах не видно культурных мероприятий, посвященных великому советскому режиссёру кино. Ведь 30 лет со дня смерти Андрея Тарковского, возможность дать зрителю вернуть частичку гордости за свой кинематограф, которого сейчас, по сути, не существует.

Художественные фильмы Андрея Тарковского

1962 “Иваново детство”
1966-69 “Андрей Рубев”
1972 “Солярис”
1974 “Зеркало”
1979 “Сталкер”
1983 “Ностальгия”
1986 “Оффрет”